Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Волковой Я.Ю., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Верещагиной А.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости, включении периодов в стаж по специальности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости со дня обращения 14.06.2016,
по апелляционной жалобе истца на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 03.03.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и ее представителя Кротовой Е.В. (доверенность ... сроком ... ), поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Верещагина А.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области (далее по тексту Управление) о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований указала, что ... обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением N ... от ... ответчик отказал в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Необоснованно, как полагает истец, не приняты к зачету в специальный стаж периоды ее работы в должности медицинской сестры, а затем старшей медицинской сестры в детском образовательном дошкольном учреждении, а именно:
- с 15.11.1993 по 21.04.1997 - медсестра в ясли-саду N ... Артемовского городского отдела народного образования;
- с 13.04.1998 по 15.05.1998 - старшая медсестра в МДОУ "Детский сад N ... " Управления образования администрации г. Артемовского;
- с 01.11.1998 по 31.10.1999 - старшая медсестра в МДОУ "Детский сад N ... " Управления образования администрации г. Артемовского;
- с 01.11.1999 по 01.02.2001 - старшая медсестра в МДОУ "Детский сад N ... " Управления образования администрации г. Артемовского;
- со 02.02.2001 по 31.12.2001 - старшая медсестра в МДОУ общеразвивающего вида "Детский сад N ... " Управления образования администрации г. Артемовского;
- с 01.01.2002 по 30.09.2013 - старшая медсестра в МДОУ общеразвивающего вида "Детский сад N ... Управления образования администрации г. Артемовского.
С учетом уточнения иска, истец просила признать незаконным решение Управления от ... в части отказа включить в специальный страховой стаж спорные периоды ее работы общей продолжительностью 19 лет 02 месяца 23 дня, обязать ответчика зачесть указанные спорные периоды трудовой деятельности в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, признать за ней право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности более 25 лет в сельской местности с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с ...
Ответчик возражал против удовлетворения иска.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 03.03.2017 в удовлетворении иска Верещагиной А.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. По мнению апеллянта, суд не учел, что в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность в структурном подразделении детского дошкольного образовательного учреждения - медицинском кабинете. Представить письменные доказательства, подтверждающие наличие структурного подразделения, она не может по не зависящим от нее причинам, а в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей, которые могли подтвердить данное обстоятельство, суд необоснованно отказал.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Мухлиев Р.К. просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Управления, которое о месте и времени и рассмотрения дела извещалось надлежащим образом почтой. В тексте возражений на апелляционную жалобу содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения истца и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, ... истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Управления от ... N ... (с учетом дополнения к решению от ... ) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Как указано в решении Управления, стаж истца на соответствующих видах работ составляет 09 лет 11 месяцев 13 дней.
Как следует из решения Управления, в специальный стаж истца не включены, в том числе, периоды ее работы в должности медсестры в ясли-саду N ... Артемовского городского отдела народного образования с 15.11.1993 по 21.04.1997, а также в должности старшей медсестры в МДОУ "Детский сад N ... " Управления образования администрации г. Артемовского с 13.04.1998 по 15.05.1998, с 01.11.1998 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 01.02.2001, со 02.02.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 30.09.2013. Итого не зачтено в специальный стаж 19 лет 01 месяц 08 дней.
Отказывая в удовлетворении иска Верещагиной А.А. о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж спорные периоды ее работы в должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры в детском дошкольном образовательном учреждении, суд исходил из того, что действующее после 01.10.1993 нормативное регулирование не предусматривало и не предусматривает в настоящее время право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами (старшими медицинскими сестрами) в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он не противоречит закону и соответствует установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах, поскольку с 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (согласно Приложению к данному Постановлению работа в должности медицинской сестры детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет), суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Верещагиной А.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, спорных периодов работы истца в должностях медсестры, старшей медицинской сестры в ясли-саду N ... Артемовского городского отдела народного образования (впоследствии - МДОУ "Детский сад N ... " Управления образования администрации г. Артемовского).
Учитывая отсутствие у истца необходимого для назначения пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ стажа, суд также верно отказал в удовлетворении требования о признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с ...
Утверждение истца в жалобе о том, что в спорные периоды она осуществляла медицинскую деятельность в структурном подразделении МДОУ "Детский сад N ... " - медицинском кабинете, однако суд данное обстоятельство необоснованно не учел, судебная коллегия полагает несостоятельным.
Действительно, в соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, осуществлявшаяся в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Однако надлежащих доказательств в подтверждение того, что в спорные периоды истцом осуществлялась работа в структурном подразделении, поименованном в п. 6 указанных выше Правил, в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
Из записей в трудовой книжке истца не следует, что в спорные периоды она работала медицинской сестрой (старшей медицинской сестрой) медицинского кабинета (пункта) ясли-сада (детского сада).
В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены надлежащие доказательства того, что в штатах ясли-сада N ... Артемовского ГорОНО и МДОУ "Детский сад N ... " Управления образования администрации г. Артемовского имелись медицинские кабинеты (пункты), являющиеся структурными подразделениями образовательного учреждения. Имеющаяся в материалах дела должностная инструкция старшей медицинской сестры, утвержденная ... заведующей Детского сада N ... , указанные доводы истца не подтверждает. Содержащееся в должностной инструкции положение о том, что в своей деятельности медицинская сестра руководствуется, в том числе, Положением о медицинской службе ДОУ, само по себе о наличии в дошкольном образовательном учреждении, в котором истец осуществляла работу в спорные периоды, медицинского кабинета (пункта), выделенного в качестве структурного подразделения, не свидетельствует, Положение о медицинской службе ДОУ суду не представлено. Наличие у истца отдельного помещения, в котором она осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды, что подтверждено представленным в материалы дела техническим паспортом на здание детского сада, не равнозначно наличию в дошкольном образовательном учреждении такого структурного подразделения как медицинский кабинет (пункт).
Доводы истца в жалобе о том, что она не может предоставить документы, подтверждающие наличие в образовательных учреждениях медицинского кабинета (пункта) как структурного подразделения, по не зависящим от нее причинам, не могут повлечь отмены решения суда, поскольку в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельство, на которое ссылается истец, не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания освобождения от обязанности, предусмотренной ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ссылку апеллянта на необоснованный, по ее мнению, отказ суда в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей, которые могли подтвердить характер ее деятельности, факт работы именно в структурном подразделении образовательного учреждения, подчинение администрации учреждения здравоохранения, судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут подтверждаться свидетельскими показаниями (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Доводы истца в жалобе о том, что она с ... состоит в штате ГБУЗ Свердловской области "Артемовская центральная районная больница", при этом характер ее работы не изменился и она продолжает осуществлять лечебную деятельность, связанную с охраной здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения, не может являться основанием для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж лечебной деятельности.
Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих определениях (в частности, Определение от 22.11.2012 N 2181-О), само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, притом, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 N 392-О).
При таком положении, поскольку истец осуществляла в спорные периоды трудовую деятельность в учреждении, не относящемуся к учреждениям системы здравоохранения, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, то оснований для включения спорных периодов работы истца в ясли-саду N ... Артемовского ГорОНО и МДОУ "Детский сад N ... " в качестве медсестры и старшей медсестры у суда не имелось.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о наличии предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и нуждались в проверке, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовсмкого городского суда Свердловской области от 03.03.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Волкова Я.Ю.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.