Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Чистякова П.А. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" о взыскании недополученной пенсии и установлении ее размера,
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и его представителя Каргинова Р.Г. (нотариальная доверенность от ... сроком на ... ), поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Захаровой Н.В. (доверенность N ... от ... на срок до ... ), возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чистяков П.А. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" (далее по тексту Учреждение, ответчик) о защите пенсионных прав, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
... года истец проходил военную службу в должности судьи Екатеринбургского гарнизонного военного суда, приказом Министра обороны РФ от ... уволен с военной службы досрочно по состоянию здоровья (подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Приказом Председателя Екатеринбургского гарнизонного военного суда от ... истец исключен из списков личного состава военного суда, ... является военным пенсионером из числа лиц, проходивших военную службу в судах, следственном комитете и прокуратуре, ему назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту Закон N 4468-1). Назначенная истцу пенсию включает в себя надбавку за выслугу лет, размер которой с момента назначения пенсии и до 01.01.2012 составлял 55%, с 01.01.2012 размер надбавки был снижен и с указанного момента по настоящее время составляет 30%, что истец полагает незаконным и нарушающим его право на получение пенсионного обеспечения в полном объеме. В связи со снижением размера надбавки за выслугу лет за период с 01.01.2012 по ноябрь 2016 г. он недополучил пенсию в размере 325498,82 руб., которую и просит взыскать с ответчика с возложением на последнего обязанности выплачивать ему с 01.12.2016 военную пенсию с учетом 55% надбавки за выслугу лет.
Ответчик с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, настаивая на том, что снижение процента надбавки за выслугу лет не уменьшило размер пенсии истца и потому не повлекло нарушения его прав.
Решением Ленинского районного суда Екатеринбурга от 02.02.2017 в удовлетворении иска Чистякова П.А. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом неправильно применены при разрешении спора нормы материального права, и оспаривая вывод суда о том, что снижение размера надбавки за выслугу лет не повлекло нарушения его пенсионных прав.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Учреждения Захарова Н.В. просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, пролагая несостоятельными доводы апелляционной жалобы.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, ... Чистяков П.А. проходил военную службу в должности судьи Екатеринбургского гарнизонного военного суда.
Заключением военно-врачебной комиссии от ... истец признан ограниченно годным к военной службе в связи с ... , что подтверждено свидетельством о болезни N ... от ... (л.д. 11).
На основании указанного заключения ВВК приказом Министра обороны РФ от ... N ... Чистяков П.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), что в свою очередь, повлекло издание председателем Екатеринбургского гарнизонного военного суда приказа от ... N ... об исключении истца из списков личного состава суда и снятия его со всех видов обеспечения (л.д. 9, 10).
Судом установлено, что с января 2009 г. истцу в соответствии с Законом N 4468-1 была назначена пенсия, в состав которой входит надбавка за выслугу лет, размер надбавки до 01.12.2012 составлял 55% при стаже службы истца более 20 лет (согласно выписки из приказа Министра обороны РФ от ... N ... выслуга лет истца на момент увольнения с военной службы составляет 21 год 2 месяца), с 01.01.2012 размер надбавки за выслугу лет был снижен и по настоящее время составляет 30%.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Чистякова П.А., суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для установления истцу в настоящее время процентной надбавки за выслугу лет в размере 55%, поскольку, изменив правовое регулирование вопроса о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из их числа, законодатель не ухудшил их имущественное положение, размер выплачиваемой истцу пенсии с 01.01.2012 по сравнению с ее размером до нового правового регулирования не уменьшился.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее по тексту Федеральный закон N 306-ФЗ), установивший иной размер надбавки за выслугу лет при стаже от 20 до 25 лет: вместо ранее установленных 55% (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции до 01.01.2012) предусмотрена надбавка 30% (п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).
Порядок применения Федерального закона N 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8-9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 309-ФЗ), которые вступили в силу 11.11.2011.
В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Часть 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01.01.2012 (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет).
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона N 4468-I, а также положений частей 8-11 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ, и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что в связи с реформированием с 01.01.2012 системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 01.01.2012 военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч. 6 ст. 12 Закона N 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме ничего не сказано. Соответственно, учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ (указано не неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8-11 статьи 12 данного Федерального закона), судебная коллегия приходит к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.
Указанный вывод согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ, согласно которым при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ (т.е. в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 5 ст. 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием Федерального закона N 309-ФЗ изменены не были.
Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 01.01.2012 размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует статьям 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции РФ.
Суд при разрешении спора положения ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ применил не правильно, что привело к вынесению неправосудного решения.
При этом не имеет правового значения ссылка суда на размер получаемой истцом пенсии в сравнении с размером пенсии, выплачиваемой истцу до 01.01.2012, т.к. правовых оснований для снижения размера процентной надбавки за выслугу лет (вне зависимости от того, уменьшится или нет общая сумма пенсии) ответчик не имел, действовал с явным нарушением нормы ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ. В этой связи судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в связи с неприменением в отношении истца правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона N 4468-I (ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ), размер его пенсии не подлежит ежегодному увеличению как иным военным пенсионерам и с октября 2013 г. (с момента увеличения оклада по должности судьи) остается неизменным - ...
Ссылка в обжалуемом решении на определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2989-О не подтверждает правильности выводов суда, поскольку данное определение, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова В.В. на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, не содержит выводов, из которых бы следовала возможность снижения размера процентной надбавки за выслугу лет (установления ее в размерах, предусмотренных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ, в нарушение прямого запрета, установленного в ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ) при перерасчете пенсий военным судьям.
Иных мотивов принятия такого решения суд не привел.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа истцу в иске о взыскании суммы недоплаченной пенсии вследствие учета 30% надбавки за выслугу лет вместо 55% надбавки и в части отказа в возложении на ответчика обязанности с 01.12.2016 установить истцу военную пенсию с учетом 55-процентной надбавки за выслугу лет, постановленное с нарушением материального закона, подлежит отмене (п. 4 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В этой части судебная коллегия выносит новое решение об удовлетворении указанных требований истца, учитывая при этом, что произведенный истцом расчет недоплаты за период с 01.01.2012 по 30.11.2016 в сумме 325498,82 руб. ответчиком не оспаривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2017 отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Чистякова П.А. удовлетворить.
Взыскать в пользу Чистякова П.А. с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Свердловской области" невыплаченную часть военной пенсии по выслуге лет за период с 01.01.2012 по 30.11.2016 в размере 325498 руб. 82 коп.
Обязать федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Свердловской области" с 01.12.2016 выплачивать Чистякову П.А. военную пенсию по выслуге лет с учетом надбавки за выслугу лет в размере 55%.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.