Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Ольковой А.А.,
Мехонцевой Е.М.
при секретаре Бабкиной Н.А.
рассмотрела 06.06.2017 в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества
по апелляционной жалобе ответчика на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 23.03.2017.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры ... Смольникова Е.В., судебная коллегия
установила:
Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, возложить обязанность на Администрацию Сысертского городского округа в четырехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу обратиться в Территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимости: Газораспределительная сеть - "Расширение газораспределительной сети по ... ", место расположение: газопровод низкого давления от ГРПШ N 73 до заглушки ПЭ 100 ГАЗ ф110, имеющего следующие технические характеристики: распределительный газопровод низкого давления, расчетное давление 0,005 Мпа, надземный/подземный, сталь/полиэтилен, общая протяженность 765,6 метра, построенного ЗАОЛ "ГАЗМОНТАЖ" в соответствии с проектом ГИП НПО "ПРОМЕТЕЙ" по заказу ПК "Кленовое" в 2009 году. В обоснование иска в исковом заявлении указано, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Г. по вопросу отсутствия возможности подключения жилого ... по адресу: ... к газовой сети по льготной цене, поскольку газовая сеть, расположенная в непосредственной близости возле его жилого дома является бесхозяйной. В ходе проверки установлено, что у АО "ГАЗЭКС" отсутствует техническая возможность подключения к газопроводу проходящего вблизи вышеуказанного жилого дома заявителя в связи с тем, что он является бесхозяйным. В ходе прокурорской проверки совершен выезд по месту нахождения газопроводов, а также запрошена у АО "ГАЗЭКС", имеющаяся техническая документация на обслуживаемые газопроводы, располагающиеся в ... В частности в ходе проверки истребованы следующие документы: строительный паспорт подземного газопровода н/д от ГРГГШ до заглушки ПЭ 100 ГАЗ ф110 по адресу с. Б. Седельниково, ... , построенного ЗАО "Газмонтаж" в 2009 году, имеющего следующие технические характеристики: распределительный газопровод низкого давления, расчетное давление 0,005 МПа, надземный/подземный, сталь/полиэтилен, общая протяженность 765,6 метра:-надземный, сталь, Ду 57 мм - 0,7 метра;- надземный, сталь, Ду 159 мм - 168,4 метра;- подземный, полиэтилен, Ду 110 мм - 445 метров;- подземный, сталь, Ду 57 мм - 25 метров;- подземный, полиэтилен, Ду 63 мм - 124,5 метра;- подземный, сталь, Ду 108 мм - 2 метра. Данный газопровод не принадлежит кому-либо на праве собственности либо на ином законном основании, не числиться в реестре муниципальной собственности, в отношении указанного выше газопровода отсутствуют какие-либо правопритязания, в том числе заявленные в судебном порядке. В связи с отсутствием в уполномоченном органе государственной власти сведений о регистрации права собственности (иных вещных прав), следует, что юридически указанный выше газопровод никому не принадлежат. Согласно п. 4, 15 ч.1 ст. 16. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится организация газоснабжения населения, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В соответствии с п. 4, 8 ч.1 ст. 6 Устава Сысертского городского округа, утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 N 81 (далее -Устав) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Аналогичные полномочия предусмотрены у Администрации городского округа п. 6, 20 ч. 1 ст. 31 Устава).
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 23.03.2017 исковые требования удовлетворены: на Администрацию Сысертского ГО возложена обязанность в четырехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу обратиться в Территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимости: Газораспределительная сеть - "Расширение газораспределительной сети по ... ", место расположение: газопровод низкого давления от ГРПШ N 73 до заглушки ПЭ 100 ГАЗ ф110, имеющего следующие технические характеристики: распределительный газопровод низкого давления, расчетное давление 0,005 Мпа, надземный/подземный, сталь/полиэтилен, общая протяженность 765,6 метра, построенного ЗАО "ГАЗМОНТАЖ" в соответствии с проектом ГИП НПО "ПРОМЕТЕЙ" по заказу ПК "Кленовое" в 2009 году.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было назначено на 06.06.2017 определением от 12.05.2017. Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле по почте. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что ответчик, представители ответчика и третьих лиц извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что объект недвижимости - газораспределительная сеть является бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной собственности объект не значится, следовательно, орган местного самоуправления обязан принять меры по учету этого бесхозяйного имущества.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Как верно указал суд первой инстанции в силу п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеперечисленный объект недвижимости являются бесхозяйным имуществом.
Согласно п.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.4 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (действовал до 1 января 2017 года) от 22.11.2013 N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия предусмотрены в п. 6, 20 ч. 1 ст. 31 Устава Администрации Сысертского ГО.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по постановке объекта, на учет как бесхозяйного, лежит именно на Администрации Сысертского ГО.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся заключения договоров об обеспечении сохранности и эксплуатации газораспределительных сетей, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку данные меры не приводят к достижению тех целей, которые преследуются реализацией положений ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вопрос о праве органа местного самоуправления на обращение в суд за признанием права муниципальной собственности, в данном случае не является предметом рассмотрения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 23.03.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Олькова А.А.,
Мехонцева Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.