Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Соболевой Т.Е.,
судей
Коряковой Н.С.,
Захаровой О.А.,
при секретаре судебного заседания Степкиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Актив-Д" к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании предписания незаконным
по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью "Актив-Д"
на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Коряковой Н.С., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Актив-Д" Фадеевой И.Н., представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Мажарцеву О.М., судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Актив-Д" (далее по тексту ООО "Актив-Д") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным предписания от 14 декабря 2016 года N 12-09-04/157-1 об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, выявленных в результате проверки.
В обоснование требований административный истец указал, что Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области вынесено предписание о предоставлении в ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" сведений по форме "Характеристика объекта размещения отходов" сроком исполнения 01 февраля 2017 года. Полагает, что оспариваемое предписание является незаконным, так как ООО "Актив-Д" не является собственником объекта размещения отходов. Земельный участок с кадастровым номером 66:40:0101026:1058, площадью 42404 кв.м принадлежит ООО "Актив-Д" на праве собственности на основании договора купли-продажи N 02/07-Д от 16 июля 2009 года, при этом отвал, расположенный на земельном участке, в составе передаваемого имущества не поименован, документы в отношении отвала от предыдущих собственников не переданы. ООО "Актив-Д" не использует земельный участок, а также не является субъектом отношений в сфере обращения отходов, в установленный срок исполнить предписание невозможно.
Представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Актив-Д" Фадеева И.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнив, что в отношении отвала не требуется подавать сведения по форме "Характеристика объекта размещения отходов", в связи с его относимостью к отходам V класса.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Мажарцева О.М. заявленные требования не признала, пояснив, что ООО "Актив-Д", являясь собственником земельного участка, на котором расположен отвал горных пород, обязано представить однократно в ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" сведения по форме "Характеристика объекта размещения отходов".
Заинтересованное лицо ведущий специалист отдела регионального государственного экологического надзора государственный инспектор в области охраны окружающей среды Свердловской области В. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что отвал, выявленный в ходе проверки, должен быть включен в реестр объектов размещения отходов в установленный срок, вне зависимости от установления класса опасности.
Кировским районным судом г. Екатеринбурга Свердловской области 06 марта 2017 года вынесено решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец ООО "Актив-Д" в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, допущены нарушения норм материального права. Полагает, что на ООО "Актив-Д" незаконно возложена обязанность представления сведений по форме "Характеристика объекта размещения отходов". Указанный отвал размещен в период деятельности ОАО "Дегтярское рудоуправление", до приобретения земельного участка административным истцом. ООО "Актив-Д", не занимаясь деятельностью по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, не участвовало в формировании отвала. В связи с отсутствием документации на отвал предписание в установленный срок неисполнимо.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Фадеева И.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель административного ответчика Мажарцева О.М., ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения, просила оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заинтересованные лица, извещенные своевременно надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела ведущий специалист отдела регионального государственного экологического надзора государственный инспектор в области охраны окружающей среды Свердловской области В. заказным письмом с уведомлением 02 мая 2017 года, ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон N 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ предусмотрены требования к объектам размещения отходов собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов и закреплено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ст. 20 Закона N 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок ведения областного кадастра отходов производства и потребления на территории Свердловской области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2007 года N 1036-ПП (далее по тексту Порядок).
В соответствии с п. 10 Порядка включению в реестр объектов размещения отходов подлежат расположенные на территории Свердловской области действующие, временно не эксплуатируемые (законсервированные), выведенные из эксплуатации объекты размещения отходов, места несанкционированного складирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов сроком более 11 месяцев, не обустроенные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а также объекты рекультивации нарушенных земель методом размещения отходов. Не подлежат включению в реестр объектов размещения отходов специальные места размещения радиоактивных, биологических и медицинских отходов.
В силу п. 11 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие в собственности, владении или пользовании объекты, указанные в п. 10 Порядка, однократно представляют в Центр сведения по форме "Характеристика объекта размещения отходов" согласно приложению N 2 к настоящему Порядку не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2016 года Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Актив-Д", в ходе которой на земельном участке с кадастровым номером 66:40:0101026:1058, выявлен отвал вмещающей (пустой) породы при добыче медноколчеданных руд, который не внесен в Реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Свердловской области.
Из экспертного заключения N 150, составленного ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" 05 декабря 2016 года, следует, что на земельном участке с кадастровым номером 66:40:0101026:1058, принадлежащем на праве собственности ООО "Актив-Д", расположен отвал вмещающей (пустой) породы при добыче медноколчеданных руд, который не внесен в Реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Свердловской области. Отходы размещены в период производственной деятельности Дегтярского рудоуправления.
В адрес ООО "Актив-Д" Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области вынесено предписание о предоставлении в ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" сведений по форме "Характеристика объекта размещения отходов" сроком исполнения 01 февраля 2017 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование, изложенное в предписании является законным, учитывая, что ООО "Актив-Д" является собственником земельного участка, на котором расположен отвал вмещающей (пустой) породы, в связи с чем обязано однократно представить в ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" сведения по форме "Характеристика объекта размещения отходов".
Судебная коллегия полагает данные выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам административного дела, основанными на правильном применении к спорным правоотношениям положений закона.
ООО "Актив-Д", является собственником земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, соответственно как собственник земельного участка, владеющий отвалом вмещающей (пустой) породы, обязано соблюдать требования в области охраны окружающей среды, и представить однократно в ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" сведения по форме "Характеристика объекта размещения отходов".
Судебная коллегия приходит к выводам, что в ходе судебного разбирательства административным истцом не представлено доказательств, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, и не являются основанием, предусмотренным ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ч. 1 ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Актив-Д" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи Н.С. Корякова
О.А. Захарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.