Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Проект" Насоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Проект" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Проект" (далее - ООО "Бизнес-Проект") обратилось в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пос. Полеводство, с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1520 и 66:41:0513037:1521. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1520 утверждена в размере 21976 525 рублей, с кадастровым номером 66:41:0513037:1521 в размере 87906 100 рублей. Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1520 равной его рыночной стоимости в размере 2870000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1521 - равной его рыночной стоимости в размере 14 220 000 рублей, так как внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, поскольку расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости указанных объектов, утвержденной в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца
Насонова Н.В. доводы административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить заявленные требования и установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в соответствии с представленным в материалы дела отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс", на который получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент".
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков была рассчитана на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов распложенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" актами определения кадастровой стоимости от 27 мая 2016 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 8790 рублей 61 копейки за кв. м, и составила: для земельного с кадастровым номером 66:41:0513037:1520 - 21976525 рублей по состоянию на 24 мая 2016 года, для земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1521 - 87 906 100 рублей по состоянию на 25 мая 2016 года (л.д. 10-11).
Являясь собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 26 мая 2014 года 66 АЖ 500496, от 04 октября 2013 года 66 АЖ 139070 (л.д. 12-13), административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемого им земельного налога. Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства, административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером 66:41:0513037:1520 в размере 2870000 рублей, с кадастровым номером 66:41:0513037:1521 в размере 14220000 рублей административным истцом представлен отчет от 09 ноября 2016 года N 540 (л.д. 32-188), выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" (далее - ООО "Трансэнергоресурс"), и положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент" от 19 января 2017 года N 93/С-17 (л.д. 189-208).
В ходе рассмотрения административного дела и изучения представленного отчета, положительного экспертного заключения, допроса оценщика - сотрудника общества с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" Панфиловой Е.С. суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, соответствуют заданию на оценку. Отчет об оценке составлен с соблюдением необходимых общих обязательных требований, предъявляемых к отчету и его содержанию, приведенные в нем выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, а выводы оценщика о рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждаются собранной информацией и приведенными расчетами. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объектов оценки.
Из показаний свидетеля Панфиловой Е.С. следует, что наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, установленной в отчете об оценке 09 ноября 2016 года N 540, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретных земельных участков с использованием метода сравнения продаж. В рамках выбранного сравнительного подхода ею проведен анализ рыночных цен продаж аналогичных объектам оценки земельных участков.
Проверяя правильность расчета итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, суд не нашел математических ошибок, а допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля - оценщик Панфилова Е.С. дала дополнительные показания по существу и подтвердила свои выводы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленный в материалах дела отчет соответствует требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, материалы дела их не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы оценщика, относительно определения рыночной стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером 66:41:0513037:1520, общей площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пос. Полеводство, по состоянию на 24 мая 2016 года составляет 2870 000 рублей; с кадастровым номером 66:41:0513037:1521, общей площадью 10 000 кв. м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пос. Полеводство, по состоянию на 25 мая 2016 года составляет 14220 000 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельных участков в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве их кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, - 27 мая 2016 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1520, 66:41:0513037:1521 является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области - 05 декабря 2016 года.
Поскольку, обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Проект" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1520, общей площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пос. Полеводство, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 мая 2016 года в размере 2870 000 (Два миллиона восемьсот семьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 66:41:0513037:1521, общей площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пос. Полеводство, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 мая 2016 года в размере 14220 000 (Четырнадцать миллионов двести двадцать тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1520, 66:41:0513037:1521 считать 05 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.