Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 г. по делу N 33а-249/2017
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего
Гогина А.В.,
судей:
Ершова К.Г.,
Яковлева А.Г.,
при секретаре
Валюке И.В.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Шабрикова И.В. на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 17 января 2017 года по его административному исковому заявлению об оспаривании приказов руководителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России и начальника Службы в "адрес" Пограничного управления ФСБ России по "адрес" (далее - Служба в "адрес"), связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.Г., объяснения административного истца Шабрикова И.В. его представителя адвоката Федорова Ю.А., поддержавших жалобу, представителя начальника Службы в "адрес" Михайловского Е.Е., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа Давлетшина Р.Р., считавшего необходимым оставить обжалуемое решение без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Приказом руководителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России от "дата" "номер" Шабриков уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом начальника Службы в "адрес" от "дата" "номер" - исключен из списков личного состава воинской части с "дата".
Шабриков обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить данные приказы об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части, восстановив его в указанных списках и обеспечив за период вынужденного отсутствия всеми видами довольствия.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 17 января 2017 года в удовлетворении административного иска Шабрикову отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Шабриков, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и нарушение норм материального права, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение о полном удовлетворении его требований.
Приводя свое толкование статей 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", автор жалобы считает, что он не мог быть уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства.
При этом руководство Службы в "адрес" ввело руководителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России, издавшего приказ об увольнении, в заблуждение относительно обстоятельств его жилищного обеспечения, а её представитель скрыл от суда первой инстанции то обстоятельство, что в "дата" инициирована процедура отмены выделения квартиры по "адрес", на получение которой в собственность с доплатой он согласился.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника Службы в "адрес", соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Ссылаясь на предоставление административному истцу постоянного жилья по последнему перед увольнением месту службы в "адрес" и его отказ от квартиры в избранном месте жительства в "адрес", данный представитель считает, что со стороны Шабрикова имеет место злоупотребление правом, направленное на затягивание процедуры увольнения с военной службы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что требования административного истца рассмотрены с достаточной полнотой и тщательностью. Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были известны суду первой инстанции и учитывались при принятии решения. Эти доводы фактически направлены на переоценку выводов, изложенных в обжалуемом решении суда, которые являются правильными.
Из материалов дела усматривается, что Шабриков с "дата" непрерывно состоит на военной службе, в "дата" окончил военную образовательную организацию высшего образования с получением офицерского воинского звания, с "дата" проходит службу в "адрес", и его общая выслуга составляет более 23 лет (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты"). Следовательно, в силу абз.3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" административный истец относился к военнослужащим, которые обеспечиваются жилищной субсидией либо жилыми помещениями (по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма) по месту военной службы. Данная категория военнослужащих могла претендовать на жилищное обеспечение по избранному месту жительства лишь при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
По делу установлено, что Шабриков с "дата" состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в/ч "номер" с составом семьи "данные изъяты" человека (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
Приказом командира "данные изъяты" "номер" от "дата" истец зачислен в распоряжение командира в/ч "номер" в связи с возбуждением уголовного дела. Впоследствии из-за сокращения занимаемой должности начальник Пограничного управления ФСБ России по "адрес" приказом от "дата" "номер" зачислил Шабрикова в распоряжение начальника Службы в "адрес" в связи с организационно-штатными мероприятиями (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
Приговором Выборгского гарнизонного военного суда от "дата" Шабриков признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ, и подвергнут уголовному штрафу в размере "данные изъяты" рублей. В этот же день Шабриков подал рапорт, в котором просил командира в/ч "номер" уволить его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также до увольнения обеспечить его жильем в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ вышеприведенные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Выборгского гарнизонного военного суда от "дата", не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, действовавшей на момент зачисления Шабрикова в распоряжение) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого Федерального закона.
Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.
Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию гарантированного статьей 27 Конституции РФ конституционного права на выбор места жительства. Согласно указанной норме Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства. В Федеральных законах от 28 декабря 2013 года N405-ФЗ и от 20 апреля 2015 года N97-ФЗ, которые впоследствии вносили изменения в статьи 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", такой запрет также отсутствует.
Анализ вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что военнослужащие, указанные в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они обеспечены по месту службы жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания. Это полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 года NВКАПИ16-44 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N1237".
Жилищная комиссия Службы в "адрес" протоколом "номер" от "дата" распределила Шабрикову на семью из "данные изъяты" человек (жена Ш.И.В., сын Ш.М.И.) по месту прохождения службы двухкомнатную квартиру на условиях социального найма в "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты"), которая соответствует установленной статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норме предоставления.
Из материалов дела, в том числе справки управляющей компании, усматривается, что данная квартира с "дата" находилась в распоряжении административного истца, который, отказываясь регистрироваться по месту жительства и заключать договор социального найма, оплачивал квартплату и коммунальные услуги, а затем "дата" по акту сдал её без задолженностей (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты"). Указанные обстоятельства Шабриков подтвердил суду апелляционной инстанции.
В связи с этим обстоятельством жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по "адрес" протоколом "номер" от "дата" сняла Шабрикова с учета нуждающихся по месту военной службы в жилых помещениях по договору социального найма (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
При таких обстоятельствах окружной военный суд приходит к выводу, что командование предприняло необходимые и достаточные меры для обеспечения административного истца до увольнения с военной службы жильем по месту службы, и предусмотренные законом препятствия к его увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями отсутствуют. В данном случае доводы жалобы о невозможности увольнения Шабрикова без обеспечения жильем основаны на ошибочном толковании норм права, содержащихся в пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 года N97-ФЗ.
То, что впоследствии Шабриков воспользовался правом выбора избранного после увольнения места жительства в целях жилищного обеспечения, которое в силу пункта 18 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляется один раз, данный вывод не опровергает.
Напротив, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что командование до его представления к увольнению также предпринимало меры по обеспечению жильем в избранном населенном пункте.
Так, в рапорте от "дата" Шабриков просил принять его с тем же составом семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства в "адрес" (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты"). Но жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по "адрес" протоколом "номер" от "дата" отказала в постановке на этот жилищный учет по причине фактического проживания семьи Шабрикова в квартире в "адрес", распределенной на условиях социального найма перед его увольнением (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
В рапорте от "дата" Шабриков повторно просил принять его с учетом членов семьи ( "данные изъяты" человека) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в "адрес" (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
Удовлетворив данное обращение, жилищная комиссия управления протоколом "номер" от "дата" поставила на этот жилищный учет с "дата", а протоколом "номер" от "дата" распределила его семье по договору социального найма двухкомнатную квартиру по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты", т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты"). Данное жилое помещение также соответствует установленной статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норме предоставления.
Тем не менее, Шабриков в рапортах от "дата", "дата", "дата" и акте от "дата" (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты"), настаивая на получении жилого помещения в новом доме, отказался от получения указанной квартиры и заключения договора социального найма, в связи с чем просил распределить другое жилье в новой форме - в собственность.
С учетом изложенного жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по "адрес" решениями от "дата" и "дата" перераспределила данное жилое помещение другому военнослужащему, а также предложила Шабрикову получить на семью из "данные изъяты" человек в собственность трехкомнатную квартиру по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. с доплатой за превышение установленной нормы предоставления, с чем административный истец согласился (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты").
Вышеприведенные обстоятельства в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 года N97-ФЗ) также подтверждают отсутствие у командования препятствий к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями Шабрикова, находившегося в распоряжении более 10 лет.
Так как Шабриков, изъявивший желание уволиться по данному основанию, в обоснование незаконности оспариваемых приказов об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части ссылался лишь на ненадлежащее обеспечение жильем в избранном месте жительства, то обжалуемое решение гарнизонного военного суда об отказе ему в удовлетворении настоящего административного иска является правильным.
По смыслу пункта 13 статьи 15 данного Федерального закона такое увольнение Шабрикова само по себе не влечет утрату им права на жилищное обеспечение, что согласуется с протоколом "номер" жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по "адрес" от "дата" (т. "данные изъяты" л.д. "данные изъяты") о сохранении его на жилищном учете в "адрес".
Иные доводы жалобы правового значения для настоящего административного дела не имеют и не могут служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 17 января 2017 года по административному исковому заявлению Шабрикова И.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.