Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,
судей Малкова А.И., Анненковой К.К.,
при секретаре Ширяевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года
по гражданскому делу по иску прокурора Соль-Илецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированных свалок,
заслушав доклад судьи Синельниковой Л.В.,
установила:
Прокурор Соль-Илецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой района с привлечением инженера эколога проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО Соль-Илецкий городской округ. В ходе проведенной (дата) проверки установлено, что в 1,5 км. от (адрес) вдоль восточного берега (адрес) на протяжении 1,5-2 км. через каждые 50-100 м. выявлены несанкционированные свалки отходов, состоящие из ТБО. Свалки представляют собой участки площадью 3х3 м., площадью 9 кв.м. без твердого покрытия и расположены на землях МО Соль-Илецкий городской округ. Просил суд обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории МО Соль-Илецкого городского округа в 1,5 км от (адрес) вдоль восточного берега (адрес) на протяжении 15,2 км через 50-100 м.
Впоследствии прокурор изменил предмет иска и просил обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ и министерство строительства жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения принять меры к ликвидации 10 (десяти) несанкционированных свалок, расположенных на территории МО Соль-Илецкого городского округа в 1,5 км. от (адрес) вдоль восточного берега реки Илек на протяжении 1,5- 2 км. через каждые 50-100 м., а именно: несанкционированной свалки отходов на краю обрыва берега в 5 м. от уреза воды, на площади 2 кв.м. возле дерева; несанкционированной свалки отходов в 5 м. от края обрыва берега и в 13 м. от уреза воды, на площади 10 кв.м.; несанкционированной свалки отходов на краю обрыва берега в 5 м. от уреза воды, на площади 9 кв.м.; несанкционированной свалки отходов в 25 м. от края обрыва берега и в 30 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.; несанкционированной свалки отходов в 20 м. от края обрыва берега и в 30 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.; несанкционированной свалки отходов в 5 м. от края обрыва берега и в 10 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.; несанкционированной свалки отходов в 25 м. от края обрыва берега и в 30 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.; несанкционированной свалки отходов в 30 м. от края обрыва берега и в 35 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.; несанкционированной свалки отходов в 35 м. от края обрыва берега и в 40 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.; несанкционированной свалки отходов в 35 м. от края обрыва берега и в 40 м. от уреза воды, на площади 10 кв.м.
При рассмотрении дела судом первой инстанции прокурор поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ Кудряшова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что с 01.01.2016г. организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования относятся к полномочиям субъектов РФ. Указом Губернатора Оренбургской области от 19.09.2016 г. указанными полномочиями наделено министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, из представленного возражения от 18.01.2017 г. следует, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, о чем свидетельствуют п.п. 15,27 ст.3 Устава муниципального образования Соль-Илецкий городской округ. Кроме того Указом Губернатора Оренбургской области от 19.09.2016 г. N 522-ук вопросы организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к ведению министерства строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Просил отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дела дело в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не явился о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом по правилам гл. 10 ГПК РФ, предоставил отзыв от 31.01.2017 г., согласно которому исковые требования прокурора Соль-Илецкого района считает необоснованными и незаконными. Полагает, что минстрой области является ненадлежащим соответчиком по данному делу. Указом Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 г. N 932-ук "Об утверждении положения о министерстве строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не закреплены обязанности по сбору, вывозу, утилизации отходов производства и потребления. В исковом заявлении не указаны конкретные меры, которые необходимо принять для ликвидации несанкционированных свалок, а также не указаны конкретные сроки для принятия указанных мер. Просил в удовлетворении требований к минстрою области отказать в полном объеме, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Определением суда от 30.11.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил отзыв от 30.01.2017г. согласно которому просит принять решение исходя из представленных доказательств, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года исковые требования прокурора к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ и министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области удовлетворены, на указанных лиц возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения принять меры к ликвидации 10 (десяти) несанкционированных свалок, расположенных на территории МО Соль-Илецкого городского округа в 1,5 км. от (адрес) вдоль восточного берега реки Илек на протяжении 1,5- 2 км. через каждые 50-100 м., а именно:
- несанкционированной свалки отходов на краю обрыва берега в 5 м. от уреза воды, на площади 2 кв.м. возле дерева;
- несанкционированной свалки отходов в 5 м. от края обрыва берега и в 13 м. от уреза воды, на площади 10 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов на краю обрыва берега в 5 м. от уреза воды, на площади 9 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов в 25 м. от края обрыва берега и в 30 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов в 20 м. от края обрыва берега и в 30 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов в 5 м. от края обрыва берега и в 10 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов в 25 м. от края обрыва берега и в 30 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов в 30 м. от края обрыва берега и в 35 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов в 35 м. от края обрыва берега и в 40 м. от уреза воды, на площади 6 кв.м.;
- несанкционированной свалки отходов в 35 м. от края обрыва берега и в 40 м. от уреза воды, на площади 10 кв.м.
В удовлетворении иска к министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отказано.
В апелляционной жалобе министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований к данному ответчику и в иске к нему отказать. Указало, что ни в иске, ни в решении суда не содержится конкретный перечень мер (мероприятий), которые необходимо принять и осуществить. Полагает, что формулировка "принять меры" имеет широкое значение и неоднозначное толкование, что способно вызвать невозможность (затруднение) исполнения судебного акта. Иск удовлетворен к двум ответчикам без указания на то в какой части каждый из ответчиков обязан принять меры, то есть исполнить решение суда. Минстрой области наделен исключительно организационными полномочиями в отношении сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Действующим законодательством осуществление деятельности по устранению свалок (сбор, накопление и транспортировка мусора) не отнесено к полномочиям минстроя области.
Изучив материалы дела, заслушав представителя министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Борзых М.В., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора Трофимова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с инженером экологом ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области в Соль-Илецком районе в 1,5 км. от (адрес) вдоль восточного берега (адрес) на протяжении 1,5-2 км. через каждые 50-100 метров, выявлены несанкционированные свалки отходов, состоящие из ТБО. Несанкционированные свалки представлены: отходами из жилищ несортированные (код73111001724 по ФККО-4 класс опасности); отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные (код 3811000000 по ФККО- класс опасности не определен). Свалки представляют собой участки со средней площадью 3м.х3м., площадью 9 кв.м. без твердого покрытия. Свалки расположены на землях МОГП г. Соль-Илецк, что подтверждается актом осмотра территории от 19.10.2016 г.
Доказательств того, что указанные территории отведены под размещение санкционированных свалок для сбора отходов, в материалы дела не представлено.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 27 ст. 3 Устава муниципального образования Соль-Илецкого городского округа закреплено, что к вопросам местного значения относятся в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработка промышленных и бытовых отходов.
На основе анализа вышеуказанных правовых норм суд первой инстанции пришел к выводу, что на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района. В указанной части решение суда не оспаривается и в соответствии с частью 2 статьи 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.
Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Указом Губернатора Оренбургской области от 19.09.2016 г. N522-ук "Об осуществлении органами исполнительной власти Оренбургской области полномочий в области обращения с отходами" определены полномочия министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - органа исполнительной власти, уполномоченным на организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве строительства жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатором Оренбургской области от 24.12.2012 г. N 932-ук, в указанное положение Указом Губернатора Оренбургской области от 21.11.2016 г. N 669-ук внесены изменения, согласно которым министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Из вышеизложенного следует, что на министерство строительства жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области возложена обязанность организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Анализируя приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к выводу, что перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения возложенных на них обязанностей.
Судом первой инстанции установлено, что территории, на которых размещены несанкционированные свалки, находятся в границах муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на администрацию МО Соль-Илецкий городской округ и министерство строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обязанности принять меры к ликвидации несанкционированных свалок.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы и основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда не содержится конкретный перечень мер (мероприятий), которые необходимо принять и осуществить ответчикам, являются необоснованными, поскольку полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, нормативно-правовыми актами закреплены за минстроем области, в связи с чем ответчик самостоятельно должен определить достаточный комплекс мер для ликвидации несанкционированных свалок и принять все необходимые меры к ликвидации этих свалок.
При этом формулировка "принять меры" в решении суда первой инстанции не вызывает невозможность или затруднение исполнения судебного акта, поскольку из смысла указанной формулировки решения суда следует, что принятые ответчиками меры должны быть достаточными для ликвидации несанкционированных свалок, а способ исполнения решения суда может быть избран ответчиками на стадии исполнительного производства из любого, не запрещенного законом, способа такого исполнения. Законом не предусмотрено обязательное указание в решении суда конкретного способа исполнения судебного акта.
Является необоснованным довод жалобы о том, что в решении суда не указано на то в какой части каждый из ответчиков обязан исполнить решение суда, поскольку решение суда должно исполняться совместно ответчиками, а не по частям. Ответчики имеют возможность согласовать между собой порядок исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством осуществление деятельности по устранению свалок не отнесено к полномочиям минстроя области, судебная коллегия не может признать состоятельным, поскольку минстрой области наделен организационными полномочиями в отношении сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а потому именно он должен организовать работу по ликвидации несанкционированных свалок.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.