Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Коваленко А.И., Федотовой Е.В.,
при секретаре Рассейно Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску КАА к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы и иной деятельности, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 02 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Оренбурге Маркеловой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца КАА, его представителя Рыбалкиной И.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
КАА обратился с вышеназванным иском, указав, что решениями УПФР в г.Оренбурге N от 14 декабря 2016г., N от 22 февраля 2017г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии.
С учетом уточнения заявленных требований просил суд:
признать незаконными решения УПФР в г.Оренбурге N от 14 декабря 2016г., N от 22 февраля 2017г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
обязать УПФР в г.Оренбурге включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды: с 01 ноября 2005г. по 14 февраля 2006г. - кузнец в СПК (колхоз) ***", с 01 января 2013г. по 30 сентября 2015г. - кузнец в ООО " ***";
обязать УПФР в г.Оренбурге досрочно назначить страховую пенсию по старости с 20 сентября 2015г.
Решением суда исковые требования КАА удовлетворены.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, в соответствии с ч.2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу ч. 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В разделе XI "Металлообработка" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы кузнецы ручной ковки (код позиции 1110200а-13227).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что КАА 03 мая 2005г. принят кузнецом в МТМ, 14 февраля 2006г. уволен в порядке перевода, ст.77 п.5 с согласия работника на работу в ООО " ***".
Из архивной справки архивного отдела Администрации Илекского района Оренбургской области от 20 сентября 2016г. N к-80 следует, что в документах объединенного архивного фонда ООО " ***", Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) " *** в приказе от 19 мая 2005г. N записано: "принять КАА на работу в СПК (колхоз) " ***" с 03 мая 2005г. кузнецом МТМ с оплатой труда сдельно", в приказе от 14 февраля 2006г. N записано: "уволить КАА кузнеца МТМ с 14 февраля 2006г. в порядке перевода с согласия работника на работу в ООО ***". В книге расчетов с членами колхоза за 2005г. значится КАА Заработок в 2005г. указан за период с мая 2005г. по октябрь (включительно) 2005г., за декабрь 2005г. Данные об отчислениях в Фонд социального страхования, выплатах единовременного характера и компенсации за неиспользованный отпуск в лицевых счетах не отражены. Книги расчетов с членами колхозов за 2006г. не поступали.
Из справки, выданной 10 января 2017г. Краснохолмской участковой больницы, КАА находился на лечении с 25 октября 2005г. по 11 февраля 2006г. в Краснохолмской участковой больнице, с 26 октября 2005г. по 10 ноября 2005г. находился на стационарном лечении в ММУЗ "Муниципальная городская клиническая больница", с 11 ноября 2005г. по 01 февраля 2006г. находился на амбулаторном лечении у терапевта, с 02 февраля 2006г. по 11 февраля 2006г. стационарное лечение в ММУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N1".
Установив, что истец в спорный период с 01 ноября 2005г. по 11 февраля 2006г. находился на лечении, на основании абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, согласно которому в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования о включении периода с 01 ноября 2005г. по 14 февраля 2006г. в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая требование о включении в стаж КАА периода работы с 01 января 2013г. по 30 сентября 2015г. - кузнец в ООО " ***", суд сослался на трудовую книжку истца, первичные документы и справку ООО " ***" N от 03 октября 2016г. из которой усматривается, что КАА работает полный рабочий день в течение полной рабочей недели в ООО " ***". С 15 февраля 2006г. (приказ N от 15.02.2006г.) по настоящее время продолжает работать в качестве кузнеца ручной ковки машинно-тракторной мастерской (термообработка вторичного сырья, производство мелких деталей). За период работы с 01 октября 2015 г. по настоящее время уплачены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Указав, что работодатель подтверждает период трудовой деятельности истца с 01 января 2013г. по 30 сентября 2015г. по профессии кузнец в ООО " ***", суд пришел к выводу о том, что период с 01 января 2013г. по 30 сентября 2015г. в должности кузнец в ООО " ***" подлежит включению в специальный стаж истца.
Отклоняя доводы пенсионного органа об отсутствии в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода, подтверждающего льготный характер работы, и неуплате работодателем дополнительного тарифа по страховым взносам, суд исходил из того, что обязанность правильно заполнять индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц лежит на работодателе. Допущенные в этой части нарушения не должны ограничивать пенсионных прав гражданина. Невыполнение работодателем обязанности по своевременной уплате страховых взносов по дополнительным тарифам не может привести к ограничению права истца на льготное пенсионное обеспечение.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может на основании следующего.
Суд, разрешая указанное требование, сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П о том, что "неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию".
Между тем данная позиция Конституционным судом Российской Федерации высказана о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, а не в специальный. Кроме того, указанное разъяснение Конституционный суд Российской Федерации дал в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции до внесения изменений в часть 3 статьи 27 данного закона на основании Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действующей с 01 января 2014г., периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Часть 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что периоды работы, предусмотренные п. п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, имевшие место после 01 января 2013г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что положения ч.6 статьи 30 данного Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пп.1-18 части 1 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Соответствующие сведения об особых условиях труда страхователь - ООО " ***" в пенсионный орган не предоставляло, дополнительные страховые взносы за истца не уплачивало, что следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица и справки, уточняющей особый характер работы, выданной КАА
Учитывая, что условия зачёта периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение после 01 января 2013г. оговорены законом, и данные условия в отношении периода работы истца с 01 января 2013г. по 30 сентября 2015г. не соблюдены, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в его специальный стаж указанного периода работы.
Тем не менее, в абз.3 пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В таких случаях на основании статьи 43 ГПК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны привлекаться судом к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
В случае удовлетворения требований истца взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, истец не лишён права обратиться к работодателю с требованием об уплате страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Так как на 20 сентября 2016г. стаж КАА, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 08 лет 04 мес. 20 дн. (требуется 10 лет), на дату достижения истцом возраста 50 лет право на досрочную пенсию по старости у него не возникло.
В связи с чем, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования КАА о возложении на пенсионный орган обязанности назначить и выплачивать ему пенсию с 20 сентября 2016 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02 марта 2017г. отменить в части признания незаконным решений УПФР в г. Оренбурге N от 14 декабря 2016г., N от 22 февраля 2017г. об отказе во включении в стаж КАА для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 01 января 2013г. по 30 сентября 2015г. кузнецом в ООО " ***"; возложения на УПФР в г.Оренбурге обязанности назначить КАА досрочно страховую пенсию по старости с 20 сентября 2016г.
Вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований КАА отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.