Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Федотовой Е.В., Коваленко А.И.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску САА к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы и иной деятельности, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 07 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Оренбурге Маркеловой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца САА - Араповой О.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
САА обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге (далее УПФР в г. Оренбурге) о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы и иной деятельности, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости, указав, что решением УПФР в г.Оренбурге N от 06 июля 2016г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии. С данным решением не согласен.
Уточнив исковые требования, истец просил:
признать незаконным решение УПФР в г.Оренбурге N от 06 июля 2016г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
обязать УПФР в г.Оренбурге включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды: с 06 мая 1986г. по 06 февраля 1987г. службы в армии;
со 02 апреля 1992г. по 09 августа 1997г. - работы массажистом в Военном госпитале N N (войсковая часть N);
применить льготное исчисление стажа один год за один год и шесть месяцев к периоду с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. в должности фельдшера в бригаде реанимации и интенсивной терапии ММУЗ " ***"; обязать УПФР в г.Оренбурге досрочно назначить страховую пенсию по старости с 01 апреля 2016г.;
взыскать с ответчика расходы по оплате доверенности в размере *** рублей, расходы по оплате госпошлины в размере *** рублей.
Решением суда исковые требования САА удовлетворены.
Суд постановилпризнать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге N от 06 июля 2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части невключения в специальный стаж периодов:
- с 06 мая 1986г. по 06 февраля 1987г. - службы в армии,
- со 02 апреля 1992г. по 09 августа 1997г. - массажистом в Военном госпитале N (войсковая часть N
в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев периода:
- с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. в должности фельдшера в бригаде реанимации и интенсивной терапии ММУЗ " ***".
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:
- с 06 мая 1986г. по 06 февраля 1987 службы в армии,
- со 02 апреля 1992г. по 09 августа 1997г. массажистом в Военном госпитале N (войсковая часть N),
в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев периода:
- с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. в должности фельдшера в бригаде реанимации и интенсивной терапии ММУЗ " ***".
Возложить на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге обязанность назначить и выплачивать САА досрочную страховую пенсию по старости с 01 апреля 2016 года.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге в пользу САА расходы по оплате госпошлины в размере *** рублей, расходы по оформлению доверенности в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить в части возложения обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периода работы с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. в должности фельдшера в бригаде реанимации и интенсивной терапии ММУЗ " ***" и назначения досрочной страховой пенсии по старости. Вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
САА, надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 2 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 01 апреля 2016г. САА обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г.Оренбурге N от 06 июля 2016г. САА в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды: с 06 мая 1986г. по 06 февраля 1987 службы в армии, со 02 апреля 1992г. по 09 августа 1997г. работы массажистом в Военном госпитале N (войсковая часть N), поскольку в п.5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. N 516 служба в армии не предусмотрена; Списком, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N 781 не предусмотрено наименование должности массажист; в льготном исчислении стажа один год за один год и шесть месяцев период: с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. работы в должности фельдшера в бригаде реанимации и интенсивной терапии ММУЗ " ***", поскольку п.2 Перечнем, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 наименование должности фельдшер не предусмотрено.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составляет 23 года 08 месяцев 28 дней (требуется 30 лет).
Согласно трудовой книжке САА, 01 марта 1986г. он принят на должность дежурного выездного фельдшера скорой помощи и 04 апреля 1986г. освобожден в связи с призывом в ряды Советской Армии, с 23 мая 1986г. по 06 февраля 1987 г. он проходил службу в рядах Советской армии фельдшером, 01 апреля 1987г. принят дежурным фельдшером, 01 апреля 1992г. уволен в порядке перевода в физиотерапевтическое отделение массажистом войсковой части N. 15 июня 1995г. САА присвоена вторая квалификационная категория "медбрат по массажу", 09 августа 1997г. он уволен по собственному желанию, 01 августа 1997г. принят фельдшером выездной бригады ММУЗ " ***", 01 ноября 1997г. переведен в бригаду реанимации и интенсивной терапии, где работает по настоящее время.
Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой филиала N6 ФГКУ "354 ВКГ" Минобороны России" от 31 декабря 2014г. N, уточняющей льготный характер работы; архивной справкой филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 20 июня 2016г., удостоверением N от 30 апреля 1992г., подтверждающим факт прохождения курсов по массажу; удостоверением N, подтверждающим факт прохождения аттестации 15 июня 1995г.; должностными инструкциями; справкой N от 30 декабря 2014г. филиала N ФГКУ "354 ВКГ" Минобороны России"; военным билетом Военного комиссариата Оренбургской области от 20 мая 1985г., справкой военного комиссариата Оренбургской области от 04 апреля 2016г. из которой следует, что истец проходил службу в Советской Армии в период с 06 мая 1986г. по 06 февраля 1987 г.; справкой от 06 февраля 2017г. N ГБУЗ " ***" г.Оренбурга; справкой N от 15 апреля 2016г.; справкой от 01 августа 2016г. N ГБУЗ " ***"; справкой от 01 августа 2016г. N; пояснительной запиской ГБУЗ " ***" г. Оренбурга от 20 декабря 2016г. N.
Удовлетворяя требование истца о включении в его стаж лечебной деятельности периода службы в армии по призыву, суд обоснованно указал, что в указанный период действовало Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, предусматривающее возможность зачёта в выслугу лет для назначения пенсии медицинским работникам службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку на момент обращения истца за назначением досрочной пенсии по старости условие о наличии у него не менее 2/3 специального стажа выполнено, имеются основания для включения в специальный стаж периода прохождения службы в армии по призыву с 06 мая 1986г. по 06 февраля 1987г.
Правильным является вывод суда об удовлетворении требования САА о включении в его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода со 02 апреля 1992г. по 09 августа 1997г. массажистом в Военном госпитале N (войсковая часть N), так как с учётом собранных по делу доказательств, суд установил, что в указанный период истец фактически осуществлял трудовую деятельность в качестве медбрата по массажу, то есть работал в должности и учреждении, предусмотренных Списком, утверждённым Постановлением Совета Министров Российской Федерации N781 от 29 октября 2002г.
Разрешая требование о включении в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год за 1 год и шесть месяцев периода с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. работы в должности фельдшера в бригаде реанимации и интенсивной терапии ММУЗ " ***", суд исходил из того, что истец в период работы в качестве фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии ММУЗ " ***" фактически выполнял работу медицинской сестры - анестезиста выездной бригады реанимации и интенсивной терапии; обязанности, выполняемые истцом по должности фельдшера, по своему характеру, объему, специфике соответствовали работе медицинской сестры - анестезиста.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, так как указанное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами.
Так согласно справке от 06 февраля 2017г. N ГБУЗ " ***" г.Оренбурга САА с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. работал фельдшером в бригаде реанимации и интенсивной терапии в ГБУЗ " ***" г.Оренбурга.
Работодатель в справке N от 15 апреля 2016г. указал, что в период с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. САА работал фельдшером в бригаде реанимации и интенсивной терапии. Данная работа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-Фз "О страховых пенсиях". Основания выдачи справки: табель учета рабочего времени, приказы, лицевые счета, штатные расписания, тарификационные списки.
Из справки от 01 августа 2016г. N ГБУЗ " ***" следует, что САА с 01 ноября 1997г. по 31 декабря 1998г. работал фельдшером в бригаде реанимации и интенсивной терапии. Бригада реанимации и интенсивной терапии (выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации) по оказанию скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача анестезиолога-реаниматолога и 2 фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру-анестезиста) и водителя. Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 N 1490 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению" утверждены Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи. Этим приказом было предусмотрено введение должности медицинская сестра-анестезист группы анестезиологии-реанимации из расчета 2 должности на должность врача анестезиолога-реаниматолога. Согласно разъяснениям Минздрава СССР от 06.01.1987 N 02-14/1-14 разрешается устанавливать вместо должностей "медицинская сестра анестезист" специализированных анестезиолого-реанимационных бригад должности фельдшеров при условии их подготовки по программе медицинских сестер-анестезистов. Администрацией ГБУЗ " *** была введена должность фельдшеров в бригаду реанимации и интенсивной терапии вместо должностей медицинской сестры-анестезиста.
В справке от 01 августа 2016г. N указано, что, работая в составе бригады реанимации и интенсивной терапии (выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации), САА выполнял должностные обязанности медицинской сестры-анестезиста, а в условиях чрезвычайных ситуаций по распоряжению старшего врача смены, проводил весь комплекс реанимационных мероприятий на догоспитальном этапе самостоятельно наряду с врачом анестезиологом-реаниматологом. По результатам аттестации условий труда рабочее место фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии имеет такие же показатели, как и у врача анастезиола-реаниматолога. Основание выдачи: книги приказов, лицевые счета с 1997г.- 2016г.
Согласно данных пояснительной записки ГБУЗ " ***" г. Оренбурга от 20 декабря 2016г. N, должностные инструкции фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии за период с 1997г. по 1998г. не сохранены. Должностные обязанности фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии 1997г-1998г.г. по сравнению с должностными обязанностями 2006г., 2011г., 2013г., 2015г. в плане оказания медицинской помощи пациентам не изменились. Дополнения и изменения касались персональных данных, контроля за состоянием санитарно-эпидемиологического режима, умением работать с навигационным оборудованием, персональным компьютером и информационно-коммуникационной сетью Интернет.
Из должностных инструкций фельдшера (медицинской сестры) бригады реанимации и интенсивной терапии N от 14 апреля 2013г. следует, что в должностные обязанности фельдшера и медицинской сестры бригады реанимации и интенсивной терапии в числе прочих входят: под руководством врача бригады оказывать экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте и в пути следования в стационар в полном объеме; выполнять назначения и распоряжения врача своей бригады, знать оснащение медицинской сумки, уметь работать с аппаратурой; инструментарием, десмургией; обеспечивать подготовку систем для переливания и растворы; осуществлять катетеризацию периферических вен по назначению врача; готовить необходимые инструменты для проведения реанимационных мероприятий, получать под роспись медицинские документы, после вызова пополнять медикаменты, перевязочный материал, шприцы и т.д.; за время транспортировки следить за состоянием здоровья больного.
Факт исполнения истцом в спорный период обязанностей медицинской сестры - анестезиста, даёт ему право на льготное исчисление стажа в указанный период, поскольку должность медицинская сестра - анестезист и структурное подразделение, в котором САА осуществлял трудовую деятельность, поименованы в Перечне, являющемся приложением к Правилам, утверждённым Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 29 октября 2002г., в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что истец работал фельдшером, уполномоченным органом не установлена тождественность наименования должности "фельдшер" к должности "медицинская сестра-анестезист" судебной коллегией отклоняются.
Так как с учетом включенных судом периодов работы (суммарно составляет 06 лет 08 мес.09 дней), продолжительность специального стажа САА составляет 30л.05мес.07 дней (23 года 08 месяцев 28 дней + 06 лет 08 месяцев 09 дней), суд обоснованно удовлетворил требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее, а именно с 01 апреля 2016г.
Учитывая вышеизложенное, доводы жалобы о том, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность назначить и выплачивать САА досрочную страховую пенсию по старости с 01 апреля 2016г., поскольку у истца на указанную дату отсутствовал требуемый стаж, судебной коллегией признаются несостоятельными.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, получившую надлежащую оценку суда, сводятся к несогласию с вышеизложенными выводами суда, иной оценке доказательств и иному толкованию правовых норм. Оснований для переоценки указанных доказательств судебная коллегия не усматривает.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся также другие признанные судом необходимыми расходы.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Доводы жалобы ответчика о том, что доверенность представителю истца выдана не в рамках конкретного спора, а с расширенными полномочиями, в связи с чем, расходы по ее нотариальному оформлению не подлежат взысканию в пользу истца, являются необоснованными, поскольку из протокола судебного заседания от 07 февраля 2017 года следует, что Арапова О.В. представляла интересы своего доверителя в суде первой инстанции.
Из представленного в материалы дела оригинала доверенности от 19 августа 2016 года, следует, что САА уполномочил Арапову О.В. представлять его интересы о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанностей назначить досрочную страховую пенсию, на участие по его иску и представление его интересов во всех судах судебной системы РФ и иных организациях. Также, в доверенности указано, что с истца взыскан тариф в размере *** руб. по ее удостоверению.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что данная доверенность выдана САА представителю для участия в настоящем деле.
Что касается доводов ответчика в жалобе о незаконности взыскания с Управления расходов на оформление нотариальной доверенности по причине того, что Управление финансируется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором такие расходы не предусмотрены, не могут быть признаны состоятельными, поскольку противоречат положениям п. 1 ст. 98, ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом источник финансирования лица, с которого подлежат взысканию судебные расходы стороне, в пользу которой вынесено решение суда, значения не имеет.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.