Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Полтевой В.А., Судак О.Н.,
при секретаре Башатове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Савиной М. В. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Савина А. Н., Савиной М. В. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления,
установила:
Савин А.Н. и Савина М.В. обратились в суд с исковым заявлением, указав, что с 30 апреля 2008 г. их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области в 2014-2020 годы". Постановлением администрации г. Оренбурга от 24 ноября 2015 г. N 3259-п семья истцов исключена из состава участников подпрограммы в связи с достижением возраста 35 лет. Считают данное постановление незаконным, указывая на то, что на момент включения в состав участников подпрограммы семья соответствовала предъявляемым к молодой семье требованиям, поэтому последующее их исключение по достижении ими 35 лет является недопустимым.
Просили суд признать незаконным постановление администрации г. Оренбурга от 24 ноября 2015 г. N 3259-п "О решении вопросов по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области в 2014-2020 годы" в части исключения истцов из состава участников подпрограммы и обязать ответчика включить их семью в список молодых семей - участников указанной подпрограммы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент молодежной политики Оренбургской области.
В суде первой инстанции истец Савина М.В., ее представитель - Кочетков С.П., исковые требования подержали, просили удовлетворить.
Истец Савин А.Н., представители администрации г. Оренбурга, представители третьего лица - Департамента молодежной политики Оренбургской области в суд первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены должным образом.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Савину А.Н., Савиной М.В. отказано.
В апелляционной жалобе Савина М.В. выражает несогласие с принятым решением, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, поскольку Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г., не предусматривают возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, в связи с достижением ими предельного возраста. Считает решение суда незаконным, просит его отменить.
В суде апелляционной инстанции Савина М.В., ее представитель Муньянов М.Г., допущенный к участию в деле в порядке п.6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса РФ по устному ходатайству истца, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Истец Савин А.Н., представители администрации г. Оренбурга, представители третьего лица - Департамента молодежной политики Оренбургской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 30 апреля 2008 г. семья Савиных (в составе 5 человек) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы".
Постановлением администрации г. Оренбурга от 24 ноября 2015 г. N 3259-п "О решении вопросов по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" семья Савиных исключена из состава участников подпрограммы в связи с превышением супругами возраста 35 лет.
Факт достижения предельного возраста для участия в подпрограмме истцами не оспаривался и подтвержден материалами дела.
Разрешая исковые требования Савина А.Н., Савиной М.В., суд первой инстанции, применив положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, Постановление Правительства РФ от 14 июля 2011 г. N 575, Постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года N286-п "Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах", установив, что на момент вынесения оспариваемого истцами постановления семья истца перестала соответствовать требованиям к возрасту участников подпрограммы, пришел к выводу, что она утратила право на участие в подпрограмме и подлежит исключению из числа ее участников.
При этом, не установив противоречий постановления администрации г. Оренбурга от 24 ноября 2015 года N3259-п требованиям закона, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания данного постановления незаконным.
Судебная коллегия находит выводы суда верными, основанными на приведенных нормах права. Проверяя доводы сторон, суд представленным ими доказательствам в мотивировочной части решения дал надлежащую правовую оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно п. 9 Правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" от 30 апреля 2015 г. N 286-п, участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области; в) только один из супругов молодой семьи может не быть гражданином Российской Федерации; г) молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий; д) молодая семья ранее не получала государственную поддержку за счет федерального, областного, местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.
Пунктом 11 данных Правил установлено, что основаниями для отказа во включении молодой семьи в число участниц подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 9 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил; в) ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет федерального и (или) областного и местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала; г) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
В соответствии п. 13 Правил, если молодая семья - участница подпрограммы перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в пункте 9 настоящих Правил, за исключением условия признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий при направлении средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, полученным в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года на приобретение жилого помещения, или получила государственную поддержку на улучшение жилищных условий за счет федерального, областного и местного бюджетов, за исключением получения средств материнского капитала, то молодая семья исключается из списка участниц подпрограммы. Орган местного самоуправления до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило или выявлено событие, в результате которого молодая семья перестала соответствовать условиям подпрограммы, извещает молодую семью о снятии ее с учета, за исключением случая получения молодой семьей социальной выплаты в соответствии с подпрограммой.
При исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из участниц подпрограммы.
Поскольку Савины достигли предельно допустимого возраста участников подпрограммы, оснований для сохранения их в списке претендентов на получение социальной выплаты не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г., не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, судебной коллегией отклоняются исходя из следующего.
В силу п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, приведенными в приложении N 4 к Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
При этом, в соответствии с п.п. 27 указанных Правил, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, доводы истца о том, что по достижении супругами возраста 35 лет за его семьей сохраняется право на получение социальной выплаты, судебной коллегий отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку они основаны на правильно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также норм материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Савиной М. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.