Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.
при секретаре Лексиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сидорова Н.М. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Сидорова Н.М. к межмуниципальному управлению внутренних дел России "Оренбургское", Управлению национальной гвардии по Оренбургской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на хранение и ношение оружия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоров Н.М. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что имеет разрешение и лицензию на огнестрельное оружие с *** года по настоящее время. Согласно Федеральному закону РФ "Об оружии" от (дата) с изменениями от (дата) у Сидорова Н.М. подошел срок окончания действия лицензии. Им были собраны необходимые документы для продления действия лицензии в нужный срок и представлены (дата) в отдел разрешительной работы МУ МВД "Оренбургское". Однако в продлении действия лицензии на оружие отказано, поскольку он не представил документ, подтверждающий прохождение истцом проверки на знание правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Сидоров Н.М. с учетом уточнения просил суд признать незаконным отказ МУ МВД "Оренбургское" отдела лицензионно-разрешительной работы, а также продлить срок действия лицензии на хранение и ношение оружия на ***.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление национальной гвардии по Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Сидорова Н.М. к Межмуниципальному управлению внутренних дел России "Оренбургское", Управлению национальной гвардии по Оренбургской области о признании незаконным отказа от (дата) в выдаче разрешения на хранение и ношение оружия, возложении обязанности выдать разрешение отказано.
С таким решением не согласился Сидоров Н.М., подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать действия лицензионно разрешительной системы г. Оренбурга незаконными.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 19 статьи 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 года N 510, Росгвардия осуществляет следующие полномочия: организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия и частной охранной деятельностью; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему.
Согласно статье 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Федерального закона N 150-ФЗ установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, представляются гражданами Российской Федерации, впервые приобретающими гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы, спортивное пневматическое оружие или охотничье пневматическое оружие. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации, проходящий службу в государственной военизированной организации и имеющий воинское звание либо специальное звание или классный чин юстиции, представляет заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документ, подтверждающий прохождение им службы в соответствующей организации и наличие воинского либо специального звания или классного чина юстиции.Лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции.
В соответствии с частью 17 статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Частью 18 статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Судом установлено, что Сидоров Н.М. имеет разрешение на лицензию на огнестрельное оружие с *** года по настоящее время.
(дата) Сидоров Н.М. обратился в отдел лицензионно-разрешительной работы межмуниципального управления Министерства внутренних дел России "Оренбургское" с заявлением о продлении лицензии на приобретение газового пистолета. Представил в полномочный орган копию паспорта, фото и медицинскую справку. В тот же день документы возвращены заявителю в связи с отсутствием акта проверки знаний правил безопасного обращения с оружием, что зафиксировано в описи документов, предоставляемых для получения разрешения.
Отказ истец обжаловал в УМВД по Оренбургской области.
(дата) получил ответ о том, что для получения разрешения на хранение и ношение газового оружия ему необходимо пройти проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и представить документы о прохождении данной проверки.
(дата) и (дата) Сидоров Н.М. обращался с жалобами в прокуратуру Оренбургской области.
По его обращениям прокуратурой г. Оренбурга проведена проверка, по результатам которой Сидорову Н.М. дан ответ от (дата) N о том, что основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют. Разъяснено, что приложенное свидетельство N о прохождении курса профессиональной подготовки по программе для частных охранников, не является документом подтверждающим прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд о признании незаконным отказа от (дата) в выдаче разрешения на хранение и ношение оружия без уважительных причин, а отказ в выдаче Сидорову Н.М. разрешения на хранение и ношение оружия от (дата) является законным и не нарушает прав и законных интересов истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированны, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального и процессуального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при принятии решения не учел того, что в статье 13 Федерального закона "Об оружии", предусмотрены требования для получения лицензии на приобретение оружия, тем самым нарушил права Сидорова Н.М. как соискателя на продление лицензии, а также ссылка в жалобе на письмо МВД РФ от (дата) N, не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку, если гражданин владеет оружием самообороны пять лет и более, он обязан проходить проверку независимо от того, претендует ли он на очередную лицензию на приобретение какого-либо оружия или продление любых имеющихся у него разрешений.
Поскольку Сидоров Н.М. не представил в орган исполнительной власти документ о прохождении им проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, судебная коллегия полагает, что отказ МУ МВД "Оренбургское" отдела лицензионно-разрешительной работ от (дата) является законным.
Других доводов, которые могут послужить основанием для отмены оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сидорова Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.