Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хакимовой О.В. апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 09 февраля 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о возложении обязанности выполнить ремонт пожарных гидрантов,
установила:
Кувандыкский межрайонный прокурор обратился с административным исковым заявлением, указав, что на территории Кувандыкского городского округа имеется большое количество неисправных пожарных гидрантов, что подтверждается проведенным пожарной частью N ФГУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Оренбургской области" анализом, а также актом проверки технического состояния пожарных гидрантов, пожарных кранов, противопожарных резервуаров, природных водоемов.
Согласно акту проверки технического состояния пожарных гидрантов, пожарных кранов, противопожарных резервуаров, природных водоемов от 02 августа 2016 года ремонта требуют 55 пожарных гидрантов, расположенных на улицах населенных пунктов Кувандыкского городского округа и города Кувандыка.
Бездействие администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан и сохранность их имущества в случае пожара, может привести к тяжелым последствиям в виде смерти или причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения существенного вреда имуществу граждан и объектам муниципальной собственности городского округа.
Прокурор просил обязать администрацию МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области выполнить ремонт 55 пожарных гидрантов, расположенных на улицах населенных пунктов Кувандыкского городского округа и г. Кувандыка.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 09 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласился административный ответчик - администрация МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав судью-докладчика, прокурора Стиплина И.В., представителя заинтересованного лица ООО "ЭнергоРесурс" - П.В., просивших решение суда оставить без изменений, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения районного суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", исследовал представленные прокурором доказательства наличия нарушений правил пожарной безопасности, и пришел к выводу, что принятие администрацией МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области необходимых мер пожарной безопасности является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования. Арендаторам пожарные гидранты не передавались. Бездействие администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также имуществу граждан и объектам муниципальной собственности городского округа, кроме того, препятствует эффективной деятельности противопожарной службы в период повышенной пожарной опасности.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296).
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, в том числе наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ)).
На основании п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ (ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что поддержание находящихся на территории городского округа средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
Законом Оренбургской области от 17 января 2007 года "Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Кувандыкского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Кувандыкского района" установлено, что водопроводы с. Ибрагимово, с. Ильинка, с. Никольское, с. Новопокровка, с. Подлесное, ст. Сара, с. Кайракла, пос. Индустрия, с. Оноприеновка, пос. Новосаринский, пос. Мазово, пос. Вьюжный, с. Новосимбирка, с. Чукари-Ивановка, с. Новоуральск, с. Чеботарево, с. Сара, а также имущественный комплекс МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" входят в перечень имущества муниципальной собственности Кувандыкского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Кувандыкского района.
Законом Оренбургской области от 06 марта 2015 года N 3029/834-У-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Кувандыкского района Оренбургской области" муниципальные образования, расположенные на территории Кувандыкского района, в том числе муниципальное образование Кувандыкский район, утратили статус муниципальных образований в связи с образованием нового муниципального образования Кувандыкский городской округ. Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Кувандыкский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Кувандыкского района Оренбургской области, а также иных муниципальных образований, расположенных на территории Кувандыкского района.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кувандыкской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области. По результатам проверки установлено, что ремонта требуют 55 пожарных гидрантов, расположенных на улицах населенных пунктов Кувандыкского городского округа и города Кувандыка:
Ибрагимовский отдел: деревня Рамазан, ул. Центральная, 21); Ильинский отдел: село Ильинка (ул. Восточная, 1 (школа), ул. Восточная, 29); Краснознаменский отдел: село Никольское (ул. Мостовая, 13); Новопокровский отдел: село Новопокровка (ул. Мира, 5, ул. Советская,
3), село Подлесное (ул. Центральная); Новосаринский отдел: станция
Сара (ул. Куйбышева, 30, ул. Молодежная, 12), Мухамедьяровский отдел:
поселок Индустрия (ул. Заречная); Оноприеновский отдел: село
Оноприеновка (ул. Советская, 5, ул. Советская, 14 (д/сад), поселок
Новосаринский (ул. Школьная, 2), поселок Мазово (ул. Центральная, 38),
поселок Вьюжный (ул. Центральная, 10); Новосимбирский отдел: село
Новосимбирка (2 пожарных гидранта на ул. Молодежная), село Чукари-
Ивановка (ул. Центральная, 12, ул. Большая, 29); Новоуральский отдел: село
Новоуралец (ул. Победы, 2); Чеботаревский отдел: село Чеботарево (ул. Советская, 18 (школа); 30) Куруильский отдел: село Кайракла (ул. Кайраклинская, 61/а); город Кувандык: ул. М. Жукова, 1, ул. М. Жукова, 9, ул. М. Жукова, 16, ул. М. Жукова, 16А, Гимназия N 1, ул. М. Жукова, 19, ул. М. Жукова, 20, ул. М. Жукова, 25, ул. Телеграфная, 61, ул. Телеграфная, 85, ул. Телеграфная, 111А, ул. Северная, 36, ул. Северная, 84, ул. Рабочая, 4, ул. Молодежная, 28, ул. Молодежная, 18, ул. Краснопартизанская, 2, ул. 20 лет Октября, 8, пер. Мичурина-Восходна, Инфекция-Терапия (территория ЦРБ), д/к "Криолит, пер. ул. Мира-Строителей, пер. ул. Мира- Фестивальная, территория Бани, ул. К.Маркса, 14 (Муз. школа), ул. Фестивальная, 3, ул. Строителей, 2, ул. Свободы, 1, ул. Индустриальная, 2, ул. Комсомольская, 15, ул. Школьная, 1, ул. Веселая, 8, ул. К. Цеткин, 7.
Установленные в ходе проверки факты неисправного состояния пожарных гидрантов административным ответчиком не оспаривались.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно возложил на Администрацию МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области обязанность выполнить ремонт пожарных гидрантов согласно перечню, неисправность которых выявлена в ходе проведенной проверки.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводом суда о том, что пожарные гидранты не были переданы по договорам аренды арендаторам ООО "ЭнергоРесурс", ООО "Инженерные Системы", являются необоснованными, поскольку в актах приема-передачи пожарные гидранты в качестве самостоятельных объектов передачи не значатся, и, соответственно, во владение и пользование арендаторам не передавались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пожарные гидранты являются принадлежностью главной вещи - водопроводной системы и поддержка гидрантов в рабочем состоянии должна осуществляться арендаторами водопроводной сети ООО "ЭнергоРесурс", ООО "Инженерные Системы" опровергается положением ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которому пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что Администрация МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком, не может быть принят во внимание судебной коллегией.
В силу закона (ст. 68 ФЗ РФ N 123-ФЗ) именно органом местного самоуправления должно быть обеспечено наличие на территории муниципального образования исправных источников противопожарного водоснабжения, что ответчиком не выполнено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 09 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.