Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 июня 2017 г. по делу N 33а-839/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Чудиновой М.А. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 14 марта 2017 г., которым частично удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Антонова Ю.С. о признании незаконным отказа начальника управления жилищного обеспечения в направлении документов истца для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр участников НИС).
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Чудиновой М.А. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Антонов Ю.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным ответа заместителя начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N, которым отказано в направлении его документов для исключения из реестра участников НИС на том основании, что при отсутствии других оснований законом не предусмотрен добровольный порядок исключения из этого реестра.
Решением гарнизонного военного суда требования Антонова Ю.С. удовлетворены частично. Суд признал незаконным оспариваемый ответ и обязал командира войсковой части N повторно представить в управление жилищного обеспечения документы для разрешения вопроса об исключении Антонова Ю.С. из реестра участников НИС, а начальника управления жилищного обеспечения - отозвать ответ своего заместителя от ДД.ММ.ГГГГ N и повторно рассмотреть вопрос об исключении Антонова Ю.С. из реестра участников НИС. В удовлетворении требования о возложении на начальника управления жилищного обеспечения обязанности исключить истца из реестра участников НИС судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что действующим законодательством не предусмотрено исключение военнослужащих из реестра участников НИС по собственному желанию. По мнению подателя жалобы, суд в своем решении необоснованно сослался на положения ГК Российской Федерации, поскольку данные правоотношения являются публичными.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
В силу ч. 1 ст. 4, ст. 5 и ч. 4 ст. 13 того же Федерального закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа, а также при определенных условиях выплаты денежных средств, дополняющих эти накопления.
Накопления для жилищного обеспечения военнослужащих являются собственностью Российской Федерации. Они складываются из накопительных взносов, которые учитываются на именном накопительном счете участника НИС. Прекращение участнику НИС права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном названным законом, сопровождается закрытием счёта и возвращением в федеральный бюджет накопленных взносов, а также иных учтённых на нём поступлений.
По смыслу положений ст. 1 и 9 ГК Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению. При этом мнение автора жалобы о недопустимости применения к спорным правоотношениям положений данного кодекса является ошибочным, а приведенные выше законы и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.
По делу установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Антонов Ю.С. заключил первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации, а в ДД.ММ.ГГГГ окончил высшее военно-учебное заведение и ему присвоено первое офицерское звание.
С ДД.ММ.ГГГГ Антонов Ю.С. по собственному желанию включен в реестр участников НИС.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом к командиру войсковой части N, в котором просил направить соответствующие документы для исключения его из реестра участников НИС, поскольку он желает воспользоваться иным способом реализации права на жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ соответствующие документы были представлены командованием воинской части в управления жилищного обеспечения.
Из ответа заместителя начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что командиру войсковой части N разъяснено о невозможности исключения Антонова Ю.С. из реестра участников НИС на том основании, что при отсутствии других оснований законом не предусмотрен добровольный порядок исключения военнослужащих из этого реестра.
Поскольку истец не воспользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете, и целевой жилищный заем ему не предоставлялся, то условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, для Антонова Ю.С. еще не наступили. Следовательно, действия должностных лиц, направленные на ограничение волеизъявления истца, совершённые до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильём, не основаны на законе.
Обратившись ДД.ММ.ГГГГ по команде с рапортом об исключении из указанного реестра, Антонов Ю.С. однозначно заявил о нежелании реализовать свое право на жилище в порядке, установленном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Поскольку реализация волеизъявления истца о закрытии именного накопительного счета чьих-либо прав и законных интересов, включая публичные, не нарушает, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа заместителя начальника управления жилищного обеспечения в направлении соответствующих документов об исключении Антонова Ю.С. из реестра участников НИС, возложив на начальника управления обязанность отозвать оспариваемый ответ и повторно рассмотреть указанный вопрос.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 14 марта 2017 г. по административному исковому заявлению Антонова Ю.С. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.