Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 июня 2017 г. по делу N 33а-885/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А., Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца и её представителя Запорожцева О.М. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 17 марта 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Гильмановой М.А. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Запорожцева О.М. в обоснование доводов жалобы, объяснения представителя командира войсковой части N - Мыгаля А.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Гильманова М.А. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным утверждённое командиром войсковой части N решение жилищной комиссии войсковой части N (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N) об отказе в признании её нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, предоставляемого по договору социального найма.
Кроме того, Гильманова М.А. просила суд обязать командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить оспоренное решение, признать её с сыном ФИО5 нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец и её представитель просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Авторы жалобы указывают, что административным истцом в качестве постоянного места жительства после увольнения с военной службы избран "адрес", в котором учётная норма жилого помещения составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения, в связи с чем Гильманова М.А. обратилась с рапортом в жилищную комиссию воинской части, поскольку она имеет право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Кроме того, податели жалобы обращают внимание, что заседание жилищной комиссии проводилось без участия административного истца, что лишило её возможности пояснить цель подачи рассматриваемого рапорта.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются по выбору военнослужащих в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Согласно п. 14 вышеуказанной статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Таким образом, необходимым условием предоставления военнослужащим жилого помещения по избранному после увольнению месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения по месту службы, которое согласно положениям п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Это требование распространяется не только на военнослужащего, которому предоставлено жилое помещение, но и на членов его семьи, с учетом которых это жилое помещение предоставлялось, в случае если они, будучи военнослужащими, претендуют на повторное обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства.
Поэтому в том случае, когда военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведённое положение закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья от государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
Последующее обеспечение вышеуказанных военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
По делу установлено, что Гильманова М.А. проходила военную службу в войсковой части N с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она проходит военную службу в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец состояла в браке с ФИО6, которому в период прохождения им военной службы от военного ведомства на состав семьи из трёх человек ( ФИО6, М.А. и дочь ФИО7) было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 50,6 кв. метров, что свидетельствовало об обеспечении административного истца и её супруга жильём по установленной норме.
ДД.ММ.ГГГГ Гильмановой М.А. приватизировано вышеуказанное жилое помещение в общую долевую собственность, а ДД.ММ.ГГГГ отчуждено путем дарения в пользу её дочери - ФИО7
В дальнейшем квартира, расположенная по адресу: "адрес" была продана ФИО8 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно решению жилищной комиссии войсковой части N (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N) Гильмановой М.А. отказано в признании её в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Таким образом, Гильманова М.А. по личным мотивам утратила право пользования полученным ранее в качестве члена семьи военнослужащего жилым помещением, предоставленным за счёт военного ведомства, поэтому она не имеет права требовать повторного предоставления жилья в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вопреки доводам жалобы, при принятии на жилищный учёт Гильманова М.А. фактически ставила вопрос о получении в избранном постоянном месте жительства на себя еще одного жилого помещения за счёт государственного жилищного фонда, что не основано на законе.
При этом, исходя из предписаний ведомственного и локального нормативного акта, присутствие военнослужащего на заседании жилищной комиссии воинской части обязательным не является.
Из представленных в суд командованием копий приказов о назначении жилищной комиссии и порядке её работы видно, что оспариваемое решение принято жилищной комиссией в правомочном составе.
Ссылка авторов жалобы на то, что учётная норма жилого помещения в "адрес" составляет 18 кв. м. общей площади жилого помещения, является беспредметной, поскольку на момент распоряжения квартирой в "адрес" уровень обеспеченности Гильмановой М.А. жилым помещением соответствовал учётной норме, установленной решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в размере 12 кв.метров общей площади.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 17 марта 2017 г. по административному исковому заявлению Гильмановой М.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и её представителя - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.