Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 июня 2017 г. по делу N 33а-888/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А., Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Шафранова Д.Н. на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 28 марта 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, "данные изъяты" Юсуповой Х.М. о признании незаконными действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в выплате истцу денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части N - Мыгаля А.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
утверждённым командиром войсковой части N решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N) Юсуповой Х.М. отказано в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Юсупова Х.М. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным указанное решение, обязать административных ответчиков его отменить и произвести выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований Юсуповой Х.М. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит отдельные положения Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членами их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686, считает ошибочным вывод суда о том, что Юсупова Х.М. не имела права обращаться к командованию воинской части с рапортом о выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, после исключения из списков личного состава воинской части.
В заключение жалобы обращается внимание на то, что пропуск срока для подачи заявления (рапорта) или исключение военнослужащего на дату обращения из списков личного состава воинской части не является основанием для отказа в выплате денежных средств, несоблюдение порядка обращения за выплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, не свидетельствует об утрате участником накопительно-ипотечной системы права на их получение.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" право на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, возникает, в частности, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего-участника накопительно-ипотечной системы, общая продолжительность военной службы которого составляет от десяти до двадцати лет. Выплата этих денежных средств производится федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок, начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы.
Кроме того, в ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на дату исключения административного истца из списков личного состава воинской части) было предусмотрено, что выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 этой же статьи, производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований для возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более в связи с организационно-штатными мероприятиями.
После увольнения участника накопительно-ипотечной системы с военной службы его именной накопительный счет согласно п. 2 ст. 13 указанного Закона закрывается и его участие в накопительно-ипотечной системе прекращается. Порядок использования накопленных средств после закрытия именного накопительного счета участника определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований вышеназванного Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 7 ноября 2005 г. N 655, которым утверждены Правила использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, согласно п. п. 19 и 20 которых после закрытия именного накопительного счета накопления для жилищного обеспечения, предназначенные для использования бывшим участником накопительно-ипотечной системы, учитываются на специальном депонентном счете, для получения денежных средств с которого бывший участник накопительно-ипотечной системы подает рапорт (заявление) по последнему месту службы.
По делу установлено, что в период военной службы, ДД.ММ.ГГГГ., Юсупова Х.М. была включена в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
На основании приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Юсупова Х.М., имея общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава воинской части.
Согласно сообщению из федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ Юсупова Х.М. с ДД.ММ.ГГГГ исключена из реестра участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих с датой возникновения основания для исключения из реестра ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Юсупова Х.М. обратилась к командиру войсковой части N с рапортом о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Утверждённым командиром войсковой части N решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N) Юсуповой Х.М. отказано в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Как правильно установилсуд первой инстанции, Юсуповой Х.М. помимо квартиры, приобретенной ею с использованием средств целевого займа в "адрес", на праве собственности с 2006 года принадлежит ещё одно жилое помещение.
Учитывая то обстоятельство, что у Юсуповой Х.М. на день её исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, помимо жилого помещения, приобретенного с использованием целевого жилищного займа, на праве собственности имелось жилое помещение, то гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что на день исключения ее из списков личного состава воинской части она не обладала правом на получение денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения.
Часть 2 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ), согласно которой, наличие у военнослужащего в собственности жилого помещения не препятствовало выплате денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения, участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 2 статьи 10 данного Закона в числе которых, военнослужащие уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет, не распространяется на Юсупову Х.М., о чём правомерно указано в оспариваемом решении жилищной комиссии воинской части.
Следовательно, Юсупова Х.М., утратившая статус военнослужащего и участника накопительно-ипотечной системы, не имела права на получение указанных денежных средств в силу того, что имелось предусмотренное законом препятствие, и её обращение с заявлением к командованию по данному вопросу после исключения из списков личного состава воинской части являлось безосновательным.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного истца не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 28 марта 2017 г. по административному исковому заявлению Юсуповой Х.М. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.