судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Берман Н.В., Торговченковой О.В.,
при секретаре Елисеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Титова В.Е. на решение Октябрьского районного суда города Липецка от 05 апреля 2017 года, которым постановлено:
Титову В.Е. в удовлетворении исковых требований к ГУ- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013, 2015,2016,2017 г.г., взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение и взыскании морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Титов В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-ЛРО ФСС РФ) о понуждении к предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что является инвали дом и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями . В 2013, 2015, 2016 годах по его обращениям в ГУ-ЛРО ФСС РФ путевки не были предоставлены, в связи с чем истец был вынужден приобрести путевку за счет собственных денежных средств в АО " "данные изъяты"" в 2016 году.
Считая нарушенным гарантированное законом право на санаторно-курортное лечение, истец, уточнив заявленные требования, Титов В.Е.просил обязать ГУ-ЛРО ФСС РФ предоставить путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий гастроэнтерологического профиля с минеральными водами для лечения печени за 2013, 2015, 2016, 2017 годы в 2017 году, взыскать расходы за приобретенную путевку и проезд к месту лечения и обратно в сумме "данные изъяты" рублей, взыскать компенсацию за непредставление санаторно-курортной путевки в сумме "данные изъяты" и компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей .
П редставитель ответчика ГУ-ЛРО ФСС РФ Илясова Е.В. иск не признала, ссылаясь на то, что истец обеспечивался путевками на санаторно- курортное лечение в 2011г., 2012годах. В 2014 году истцу была предоставлена путевка за 2013 год. По заявлению от 13.07.2015года не представилось возможным предоставить истцу путевку в 2015 году, исходя из количества обратившихся лиц и объема выделенных бюджетных ассигнований, поэтому заявление Титова В.Е. было переведено на 2016год, а впоследствии - на 2017г. В 2016, 2017 годах истец с заявлениями не обращался. Финансирование санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в пределах средств, выделяемых Фонду из федерального бюджета на соответствующий календарный год. Путевка Титову В.Е. будет предоставлена по мере выделения денежных средств, исходя из даты подачи заявления. Региональное отделение не может пойти по выборочному пути и предоставить истцу путевку во внеочередном порядке, поскольку это нарушит права других граждан-получателей социальных услуг.
Суд постановилрешение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истец Титов В.Е. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав истца Титова В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно пункту 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3.7 Порядка предусмотрено, что заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Финансирование расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования РФ, а федеральным бюджетом на соответствующий год. На 2015год такие расходы установлены Федеральным законом от 01.12.2014г. N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Объем выделяемых территориальному отделению на эти цели средств определяется исходя из численности граждан в субъекте РФ, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению, и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего названную социальную услугу. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 ноября 2014года N 933н установлены нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги в 2015году, которые по санаторно-курортному лечению составляют 109,35 рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Титов В.Е. признан инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно и имеет право на меры государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", в том числе на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение (л.д. N).
Согласно сведениям, представленным ответчиком в материалы дела, по заявлению от 20.02.2013г. Титов В.Е. был обеспечен путевкой в санаторий " "данные изъяты"" с пребыванием с 06.10.2014г. по 23.10.2014г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год истец был обеспечен.
13 июля 2015 года Титов В.Е. обратился в ГУ- ЛРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году, представив медицинскую справку установленной формы, подтверждающую нуждаемость в санаторно-курортном лечении (л.д. N).
Заявление истца зарегистрировано Липецким региональным отделением ФСС РФ под порядковым номером N. В пределах выделенных ассигнований в 2015году р егиональным отделением было закуплено и выдано "данные изъяты" путевок, что не позволило обеспечить путевкой истца, исходя из даты принятия его на учет.
В связи с этим заявление истца переведено на 2016 год, а затем и на 2017 год под N "данные изъяты".
До настоящего времени путевка за 2015 год истцу не предоставлена. Доказательств обращения к ответчику с заявлениями о предоставлении путевки за 2016 год и 2017 год Титов В.Е. в материалы дела не представил.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Титову В.Е. не было отказано в предоставлении гарантированной законом государственной социальной помощи, поскольку заявление истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год в установленном порядке зарегистрировано ответчиком и служит основанием для предоставления Титову В.Е. данной государственной услуги, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года N 686-О, в силу которой установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из того, что право Титова В.Е. на обеспечение санаторно-курортной путевкой является имущественным правом, доказательства, свидетельствующие о том, что действиями ответчика нарушены неимущественные права истца, в материалы дела не представлено, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за самостоятельно приобретенные путевки, поезд к месту лечения и обратно, и отказывая в их удовлетворении, суд верно исходил из того, что в соответствии с приведенными правовыми нормами Титов В.Е. имеет право на получение социальной услуги в натуральной форме, возможность выплаты Фондом социального страхования Российской Федерации гражданину денежной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения, приобретенных самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о том, что не предоставление ответчиком ежегодного санаторно-курортного лечения нарушает права инвалида, отклоняется судебной коллегией, поскольку в предоставлении социальной услуги истцу не было отказано.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Липецка от 05 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Титова В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.