Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Гниденко С.П., Долматова М.В.
при секретаре Бакиевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чужекова В.Г. на решение Ноябрьского городского суда от 20 марта 2017 года, которым постановлено:
Чужекову В.Г. в иске к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возмещении уменьшенного размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения, - отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Чужеков В.Г. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО с требованием о солидарном взыскании с ответчиков денежной суммы в размере "данные изъяты". В обоснование исковых требований указал, что с февраля 2007 года состоял в очереди на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. 25 февраля 2014 года НГДИ выдал по федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 года "Государственный жилищный сертификат" на сумму "данные изъяты". Социальная выплата была уменьшена на сумму "данные изъяты" по причине того, что истец в 1999 году продал принадлежащую ему квартиру N в доме N по "адрес". Полагая, что ответчики незаконно уменьшили размер социальной выплаты, просит указанную сумму в размере "данные изъяты" солидарно взыскать с ответчиков.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики в суд своих представителей не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, иск не признают, о чем суду предоставлены письменные возражения.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе истец Чужеков В.Г. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что при расчете жилищных субсидий не может учитываться стоимость жилого помещения, отчужденного до его постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО А.В.Блинов, действующий на основании доверенности от 12.01.2017 года, указывает на законность и обоснованность постановленного решения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи, с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно ст.5 Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется в том числе, исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу ст.6 Закона (в редакции ФЗ от 17.07.2011 года N212-ФЗ") условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и ( или ) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В соответствии с п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище " на 2011-2015 годы, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в сведениях территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (далее - орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), о кадастровой стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора или сведениях организации, осуществлявшей техническую инвентаризацию объектов недвижимости до 1 января 2013 г., об инвентаризационной стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Из письма Министерства регионального развития РФ от 11.04.2012 года N 8513-4П/07 следует, что нормами действующего законодательства не установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера жилищной субсидии (социальной выплаты). При расчете размера жилищной субсидии необходимо учитывать все сделки, совершенные вышеуказанными гражданами - участниками подпрограммы и (или) членами их семей по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при расчете размера жилищной субсидии должны учитываться все сделки по отчуждению принадлежащих гражданам-получателям субсидий и (или) членам их семьи жилых помещений, совершенных как до так и после постановки данных лиц на учет в качестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Как установлено судом, истец состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона N 125-ФЗ по дате подачи заявления 02.02.2007 года.
03.10.2014 года истец обратился в ДСиЖП с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи три человека.
29.11.2014 года истцу на состав семьи один человек был выдан государственный жилищный сертификат (серия ПС N) о предоставлении социальной выплаты в размере "данные изъяты" на приобретение жилого помещения. При этом, размер социальной выплаты был уменьшен на сумму "данные изъяты", а именно - на сумму оценки БТИ предмета сделки от 29.10.1999 года по отчуждению истцом жилого помещения по адресу: "адрес".
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требований, так как истец совершил сделку по отчуждению жилого помещения, что влечет уменьшение размера социальной выплаты на сумму, полученную по договору купли - продажи квартиры.
Кроме того, как следует из приведенных выше правовых норм, социальная выплата имеет исключительно целевое назначение и может быть направлена только путем безналичных перечислений и только на оплату договора купли-продажи жилого помещения. Требование о возложении обязанности на ответчика по выплате истцу "данные изъяты" - суммы, на которую уменьшен размер социальной выплаты, противоречит условиям подпрограммы, Правилам и бюджетному законодательству Российской Федерации, о чем правильно указал в решении суд.
Истцом государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения получен 25 февраля 2014 года, в январе 2015 года реализован для оплаты приобретаемого жилого помещения, установленный Правилами срок его действия истек, что исключает возможность выдачи иного сертификата, а также пересчет суммы социальной выплаты и доплаты.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, т.к. оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, и обоснованным, т.к. в нем отражены имеющие значение для данного дела фактические обстоятельства, подтвержденные проверенными апелляционным судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также то, что оно содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 20 марта 2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.