Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Лозовой Ж.А., Чернышевой И.В.
при секретаре Тарасовой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании 24 мая 2017 года дело по апелляционной жалобе истца Голобокова В.А. на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 21 февраля 2017 года, которым (с учетом определения от 18.04.2017 об исправлении описки) постановлено:
"Исковые требования Голобокова В. А. к ФСКН Р., У ФСКН Р. по Омской области о признании права на присвоение очередного специального звания, обязании присвоить очередное специальное звание, обязании начислять денежное довольствие с учетом специального звания, - оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Лисовского В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голобоков В. А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Омской области (далее по тексту - УФСКН по Омской области), Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН Р.) о признании права на присвоение очередного специального звания, указав в обоснование, что " ... " он был принят на службу в У ФСКН Р. по Омской области. Приказом ФСКН Р. от " ... " N " ... "-лм с " ... " ему было присвоено очередное специальное звание " " ... "". С " ... " он назначен на должность " ... " отдела УФСКН по Омской области. С учетом занимаемой должности и срока выслуги в специальном звании " ... " ему должно было быть присвоено специальное звание " ... ", однако, такое специальное звание ответчиком ему присвоено не было. Он проходит службу в У ФСКН Р. по Омской области в составе ликвидационной комиссии и продолжает замещать прежнюю должность " ... ", носить форменную одежду, получает денежное довольствие, в составе которого ежемесячно выплачивается оклад по специальному званию, имеет право на все гарантии, установленные Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Истец просил признать за ним право на присвоение очередного звания " " ... "", возложить на ФСКН Р. обязанность присвоить это звание с " ... ", возложить на У ФСКН Р. по Омской области обязанность начислять ему с этой даты денежное довольствие с учетом такого звания.
Истец Голобоков В.А., его представитель Карев Е.П. в судебном заседании иск поддержали. Карев Е.П. пояснил, что истец был зачислен в состав ликвидационной комиссии, проходил службу в составе ликвидационной комиссии, с должности " ... " его не увольняли.
Ответчики Ф. Р., УФСКН по Омской области о времени и месте судебного заседания извещены, представителей в судебное заседание не направили.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления МВД Р. по Омской области Шарипова Е.Н. возражала против удовлетворения иска, указав, что в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФСКН России упразднена, и вся штатная численность УФСКН по Омской области передана УМВД Р. по Омской области. По состоянию на " ... " Голобоков В.А. не занимал штатную должность в У ФСКН Р. по Омской области, а был включен в состав ликвидационной комиссии. Так как Голобоков В.В. являлся членом ликвидационной комиссии, а не действующим сотрудником, основания для представления его к очередному специальному званию отсутствовали.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Голобоков В.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, оспаривая вывод суда об отсутствии оснований для присвоения ему очередного специального звания. Указывает, что в соответствии с Приказом ФКСН России N 161 от 26.05.2016 с 01 июня 2016 были освобождены от занимаемых должностей все сотрудники, за исключением сотрудников, включенных в состав ликвидационной комиссии. Последние, к числу которых он относился, не были уволены со службы, служебные контракты с ними не расторгались. Нормативные правовые акты, определяющие порядок присвоения специальных званий, а также Приказ ФСКН Р. об утверждении штатного расписания, не отменялись и недействительными не признавались. Наличие у ликвидационной комиссии полномочий на присвоение специальных званий следует из Регламента работы Ликвидационной комиссии, согласно которому одной из функций такой комиссии является обеспечение исполнения в отношении сотрудников органов наркоконтроля, включенных в состав Ликвидационной комиссии, условий, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", Трудовым кодексом РФ, Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД Р. по Омской области Шарипова Е.Н. полагает изложенные в ней доводы несостоятельными и просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ФСКН Р. и УФСКН по Омской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не сообщивших причин неявки.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Голобокова В.А., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя УМВД Р. по Омской области Шариповой Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Судом установлено и не оспаривается участвующими лицами, что Голобоков В.А. проходил службу в УФСКН по Омской области с " ... ", с " ... " ему было присвоено очередное специальное звание " " ... "", с " ... " он был назначен на должность " ... " УФСКН по Омской области, которой соответствует предельное специальное звание " " ... "". В связи с осуществлением мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков приказом председателя Ликвидационной комиссии УФСКН по Омской области от 02.06.2016 N 1 создана ликвидационная комиссия Управления ФСКН Р. по Омской области, в состав которой вошел истец Голобоков В.А.
Порядок присвоения специальных званий регламентирован Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 N 613. В соответствии с пунктом 39 данного Положения специальное звание присваивается сотруднику последовательно, при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. Сотруднику, назначенному на должность среднего или старшего начальствующего состава, очередные специальные звания от майора полиции до полковника полиции включительно присваиваются директором ФСКН Р. (пункт 42). Срок выслуги в звании " ... " установлен пять лет (пункт 52). Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания либо с даты, указанной в приказе о присвоении этого звания. Очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику в день истечения срока его службы в предыдущем звании (пункты 54, 55 Положения).
При разрешении данного спора положения этого нормативного акта суд первой инстанции применил с учетом особенностей правового статуса сотрудников упраздняемого органа - ФСКН Р., вытекающих из специальных нормативных актов: Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156, Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и изданных во их исполнение подзаконных актов.
В частности, судом правильно указано на то, что в связи с упразднением ФСНК Р. в соответствии с положениями п. 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 очередные специальные звания могут присваиваться сотрудникам ФСКН Р., изъявившим желание перейти и принятым на службу в органы внутренних дел, соответствующими уполномоченными лицами органов внутренних дел.
Также со ссылкой на п. 4 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 N 1026-р, которым во исполнение Указа Президента Российской Федерации определены конкретные меры, направленные на ликвидацию ФСКН Р., суд обоснованно сослался на отсутствие у председателя Ликвидационной комиссии ФСКН Р. полномочий по присвоению очередных специальных званий сотрудникам, в том числе включенным в состав ликвидационных комиссий.
Согласно имеющейся в материалах дела информации Председателя Ликвидационной комиссии ФСКН Р. З. В.В. при создании ликвидационной комиссии ФСКН Р. (территориального органа ФСКН Р.) не предусмотрено утверждение ее штата, и включаемые в ее состав члены продолжают оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям) в целях обеспечения их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой) и предоставления социальных гарантий. Перечень исполняемых ими в качестве членов ликвидационных комиссий должностных обязанностей определяется не в соответствии с должностью, по которой осуществляется его денежное содержание, а исходя из поставленных перед ликвидационной комиссией ФСКН Р. (ее территориального органа) задач и реализуемых ими в этой связи функций. Должность "член ликвидационной комиссии ФСКН Р. (территориального органа ФСКН Р.)" в Перечне должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденном Приказом ФСКН России от 17.11.2015 N 416 дсп, не поименована, в связи с чем установить соответствие статуса члена ликвидационной комиссии какому-либо специальному званию не представляется возможным. В этой связи судебная коллегия полагает, что истец после включения в состав ликвидационной комиссии, формально оставаясь числиться в должности начальника финансового отдела УФСКН по Омской области, не исполнял прежние обязанности и не имел право на присвоение очередного специального звания "полковник полиции".
Кроме того, пунктом 5 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 N 1026-р Минфину Р. было поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации данного Распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН Р., сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН Р., включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН Р. и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.
Из содержания этого пункта следует, что сотрудники упраздняемой ФСКН Р., включенные в состав ликвидационных комиссий ФСКН Р. и ее территориальных органов, имеют право лишь на сохранение денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) по ранее занимаемым ими должностям, то есть на обеспечение их денежным довольствием в том размере, в котором оно выплачивалось им на дату принятия решения об упразднения ФСКН Р. с учетом должности и присвоенного звания, и не могут претендовать на представление их к присвоению очередного специального звания в период прохождения службы в составе ликвидационной комиссии.
Присвоение очередных специальных званий не отнесено к числу социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания, проходящим службу в органах наркоконтроля, на что правильно указал суд со ссылкой на положения Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доводы жалобы о том, что данным законом и иными нормативными актами предусмотрена обязанность ликвидационных комиссий обеспечить все права, которые были предусмотрены для сотрудников ФСКН Р. в период до принятия решения об её упразднении, основаны на ошибочном толковании закона и не могут приниматься во внимание.
На дату подачи иска и на дату принятия обжалуемого решения Голобоков В.А. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода принят не был, работал в составе ликвидационной комиссии Управления ФСКН Р. по Омской области, поэтому специальное звание " " ... "" ему не могло быть присвоено. С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для возложения на ответчиков обязанности по присвоению Голобокову В.А. очередного специального звания " " ... "" и перерасчету в связи с этим денежного довольствия. Постановленный судом отказ в удовлетворении иска является законным и обоснованным.
При рассмотрении спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не допустил нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 21 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.