Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 13 июня 2017 г. по делу N 33а-219/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председателя судебного состава Таранова В.А., судей Юркова В.В. и Дубова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Пучковой Н.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску военнослужащего Омского автобронетанкового инженерного института (филиала) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии ... (далее по тексту - начальник Института) ... Михеева А.Н. об оспаривании приказа начальника Института о прекращении выплаты компенсации за наем жилого помещения,
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Омского гарнизонного военного суда от 14 марта 2017 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., окружной военный суд
установил:
Михеев обратился в Омский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить приказ начальника Института от 24 ноября 2016 года N *, которым ему прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
14 марта 2017 года названный суд удовлетворил требования административного истца, признав незаконным оспариваемый приказ. При этом суд возложил на административного ответчика обязанность по его отмене.
В апелляционной жалобе начальник Института, не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
В обоснование своей просьбы, ссылаясь на обстоятельства дела и отдельные положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, он указывает, что принятое им решение о прекращении выплаты административному истцу компенсации за наем жилого помещения является правомерным, поскольку тот необоснованно отказался от предоставленного ему служебного жилого помещения, злоупотребив тем самым своими жилищными правами.
Также он указывает, что истцом никаких доказательств того, что у него ожидается изменение состава семьи представлено не было.
В письменных возражениях административный истец соглашается с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами и изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Военнослужащие-граждане, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок прохождения военной службы.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или, по желанию военнослужащих - граждан, ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", денежная компенсация выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
На основании п. 2 Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 года N 303, выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Согласно п.п. 3 и 4 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При невозможности предоставления служебных жилых помещений по нормам, указанным в п. 3 Инструкции, при согласии военнослужащих им могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения.
Из п.п. 1, 2 ст. 15.1 упомянутого Закона следует, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, при предоставлении жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Согласно материалам дела Михеев первый контракт о прохождении военной службы заключил в 2000 году. В 2013 году он прибыл к новому месту службы в г. Омск и назначен на должность преподавателя ... Института.
20 октября 2014 года он включен в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту службы в г. Омске составом семьи три человека и в связи с отсутствием по месту службы служебных жилых помещений осуществлял наём жилого помещения, а также получал предусмотренную законом денежную компенсацию.
Уведомлением начальника отделения (территориального, г. Омск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения (далее по тексту - территориальное отделение) от 12 июля 2016 года N ... Михееву было сообщено, что ему на состав семьи распределено служебное жилое помещение общей площадью 59,5 кв.м., расположенное по адресу: "Адрес". Михеев отказался от предоставленного служебного жилого помещения, заполнив соответствующие графы уведомления, указав, что у него ожидается изменение состава семьи и общая площадь предоставляемого жилого помещения не соответствует нормам, установленным законодательством, поскольку он является преподавателем Института с 2013 года.
Получив от начальника территориального отделения сообщение об отказе Михеева от предоставленного служебного жилого помещения, начальник Института 24 ноября 2016 года издал приказ N *, которым прекратил указанному военнослужащему выплату компенсации за наем служебного жилого помещения.
Гарнизонный военный суд, оценивая законность оспоренного приказа начальника Института, пришел к обоснованному выводу о нарушении этим приказом прав административного истца, поскольку Михеев, как преподаватель, имеет право на дополнительную площадь жилого помещения от 15 до 25 кв.м. Распределенная ему квартира не соответствовала необходимым параметрам, потому он обоснованно от нее отказался.
В связи с этим приказ начальника Института о прекращении Михееву выплаты положенной ему денежной компенсации за наем жилого помещения является незаконным.
При этом доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления военнослужащим служебных жилых помещений.
Кроме того, из действий административного истца не усматривается злоупотребления своими правами, в том числе, по смыслу разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Не влияет на законность принятого решение и то обстоятельство, что истцом не было представлено доказательств изменения в ближайшее время состава семьи, поскольку предлагаемое ему служебное жилое помещение не соответствовало нормам предоставления исходя из имеющегося состава семьи.
Исходя из изложенного, окружной военный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, базирующимся на верном толковании судом норм материального права, а потому оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307-310 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Омского гарнизонного военного суда от 14 марта 2017 года по административному иску Михеева А.Н. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика начальника Омского автобронетанкового инженерного института (филиала) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии ... - без удовлетворения.
Председательствующий по делу В.А. Таранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.