Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бучневой О.А.,
судей Малининой О.Н., Юдиной И.С.,
при секретаре Ермаковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гущиной М.Т. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании права на получение компенсационных выплат по оказанию ритуально-похоронных услуг на погребение, расходов на изготовление и установку надгробного памятника,
по апелляционной жалобе Военного комиссариата Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гущина М.Т. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о признании права на получение компенсации на погребение, изготовление и установку памятника.
В обоснование исковых требований привела, что *** умер ее супруг Гущин И.Я. - участник Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением участника ВОВ от 30.01.1990 года. С этого времени Гущин И.Я. получал пенсию как участник ВОВ и пользовался всеми льготами и компенсациями, предусмотренными Федеральным законом "О ветеранах".
После захоронения Гущина И.Я. она обратилась в отдел Военного комиссариата Тамбовской области по г. Моршанску, Моршанскому и Пичаевскому районам с заявлением об оплате ритуально-похоронных услуг, а также на изготовление и установку надгробного памятника, в чем ей было отказано по причине отсутствия в справке Центрального архива Министерства обороны сведений о прохождении ее мужем службы в войсковой части полевая почта *** с 01.11.1956 года по 10.11.1956 года.
Считая отказ не соответствующим ст. 24 Федерального закона "О ветеранах", указала на то, что в архивной справке Центрального архива Минобороны РФ от 26.07.2016 года указано лишь, что документы войсковой части полевая почта *** за ноябрь 1956 года на хранение в архив не поступали, что не может быть свидетельством того, что Гущин И.Я. в этой войсковой части не служил.
Просила признать право на получение компенсационных выплат по оказанию ритуально-похоронных услуг на погребение Гущина И.Я., расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику ВОВ в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2017 года исковые требования Гущиной М.Т. удовлетворены.
Признано за Гущиной М.Т. право на получение компенсационных выплат по оказанию ритуально-похоронных услуг на погребение Гущина И.Я., расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику ВОВ в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Тамбовской области ставит вопрос об отмене данного решения.
Указывает, что порядок и условия выдачи удостоверений ветерана Великой Отечественной войны указанной категории лиц не определен Федеральным законом "О ветеранах", как это указано в мотивировочной части решения суда. Данная норма права закреплена в "Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах"", утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 69, которая не рассматривалась и не учитывалась при вынесении решения. Согласно данной Инструкции участникам Великой Отечественной войны удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан в военные комиссариаты по месту жительства. Согласно п.п. г указанной Инструкции основанием для выдачи удостоверений ветерана ВОВ для категории лиц военнослужащих, проходивших военную службу в период других боевых операций по защите Отечества, является наличие подтверждающих документов об участии конкретного лица в боевых действиях в соответствующих государствах. При этом непосредственное участие Гущина И.Я. в боевых действиях ничем не подтверждено.
Что касается имеющегося удостоверения участника Великой Отечественной войны Гущина И.Я., то решение должностных лиц о его выдаче было принято, несмотря на разночтения в прохождении им военной службы, указанным в военном билете и архивной справке МО СССР ***. Следовательно, указанное удостоверение, не может служить основанием для оказания государственных гарантий по увековечиванию памяти умершего (погибшего) согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Основным документом, принимаемым во внимание судом для подтверждения прохождения военной службы Гущиным И.Я. во время боевых действий на территории Венгрии является военный билет. Однако в военном билете в разделе прохождение военной службы войсковая часть полевая почта ***, непосредственно участвующая в боевых действиях на территории Венгрии, не указана.
Согласно списку, на выдачу удостоверений участникам Великой Отечественной войны по Моршанскому горвоенкомату основанием выдачи удостоверения участника Великой Отечественной войны серии *** от 30.01.1994 г. послужила архивная справка МО СССР ***.
При этом указанная справка судом не обозревалась, так как заявителем не представлялась, на учете в военном комиссариате Тамбовской области отсутствует. В повторно представленной справке Центрального архива МО РФ от 26.07.2016 года *** Гущин И.Я., согласно приказа командира войсковой части полевая почта *** значится в числе назначенных на должности лиц *** состава сформированного *** отдельного полка связи *** в качестве *** с 01.12.1956 года. При этом в судебном решении сделан вывод о том, что Гущин И.Я. зачислен в войсковую часть полевая почта *** с 04.11.1956 года, что противоречит данной справке ЦАМО.
Однако войсковая часть полевая почта ***, принимая участие в боевых действиях на территории Венгрии, входила в состав Действующей Армии только 10 дней, с 01.11.1956 года по 10.11.1956 года, что не соответствует периоду прохождения военной службы на территории Венгрии Гущина И.Я., который зачислен в эту часть только 01.12.1956 года.
Кроме того, указанная справка не раскрывает конкретного участия в боевых действиях на территории Венгрии Гущина И.Я.
Учитывая нормы права действующего законодательства данная справка Центрального архива МО РФ не может являться основанием к оказанию государственных гарантий по увековечиванию памяти умершего (погибшего).
Заслушав истца Гущину М.Т., просившую решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гущин И.Я. отнесен к категории участника Великой Отечественной войны и 30 января 1990 г. ему было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, что подтверждает его право на льготы, установленные действующим законодательством для участников ВОв.
Разрешая данный спор и удовлетворяя исковые требования Гущиной М.Т., суд первой инстанции, анализируя положений пункта 1 статьи 24 Закона о ветеранах в ее первоначальной и последующих редакциях, в ее системном толковании с положениями п. 1 ст. 2 того же Закона, пришел к выводу, что для всех участников Великой Отечественной войны, к категории которых относится и Гущин И.Я. начиная с 1995 года и по настоящее время действует льгота, заключающаяся в возмещении за счет федерального бюджета расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятника умершему участнику Великой Отечественной войны, исходя из установленных по делу обстоятельств, а также из того, что материалами дела подтверждено, что Гущин И.Я. захоронен на кладбище с. Дмитриевка Моршанкского района Тамбовской области, руководствуясь вышеназванными нормами права, а также положениями подпункта 4 пункта 3 статьи 11 Федерального Закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в первоначальной редакции и с изменениями внесенными Федеральным законом от 30 мая 2001 года N 64-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", вступившими в законную силу 1 января 2002 года, пунктом 35 "Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников" утвержденного приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 года N 5, положениями Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 460 (ред. от 18 марта 2015 г.) "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", признал за Гущиной М.Т. право на получение компенсационных выплат по оказанию ритуально-похоронных услуг на погребение, расходы на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны - Гущину И.Я. в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Ссылка автора жалобы на Инструкцию о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах"", утвержденную Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 69, по мнению судебной коллегии, безосновательна, поскольку она регламентирует порядок выдачи удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, что не является предметом рассмотрения по данному делу.
Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, дающее право на льготы, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны выдано Гущину И.Я. 30 января 1990 года уполномоченным должностным лицом, решений о признании данного удостоверения недействительным компетентными органами не принималось и факт необоснованности его выдачи не оспаривался в судебном порядке.
Доводы автора жалобы на этот счет не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку в рамках принятия решения по данному вопросу Военный комиссариат *** не в праве пересматривать обоснованность выдачи правоустанавливающего документа.
Факт того, что Гущин И.Я. проходил службу в действующей армии на территории Венгрии с 1 ноября 1956 г. по 10 ноября 1956 г. подтвержден совокупностью документов, представленных истцом в материалы дела, в частностью записью в военном билете, свидетельствующую о том, что Гущин И.Я. участвовал в подавлении контртеррористического революционного мятежа в Венгрии.
Достоверных доказательств, опровергающих данный факт ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа истцу в представлении вышеуказанных льгот и компенсаций.
Доводы кассационной жалобы истца не содержат новых обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения спора, не опровергают выводов суда и установленных обстоятельств дела, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены с приведением соответствующих мотивов, которые судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, находит верными. При этом отсутствуют основания для требуемой судебной коллегией переоценки выводов суда и исследованных им доказательств, поскольку из материалов дела видно, что требования ст.67 ГПК РФ судом выполнены, а доводы автора жалобы сводятся к переоценке, имеющихся в деле доказательств и не основаны на нормах права.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.