Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре Забровской А.В.
с участием представителя административного истца Чичканова Н.В.,
представителя заинтересованного лица администрации Жидиловского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области Крюковой Н.С.,
представителя заинтересованного лица Администрации Мичуринского района Тамбовской области Василевич Т.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Закрытого акционерного общества "АПИ концепт" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "АПИ концепт" (далее - ЗАО "АПИ концепт") обратилось 3 апреля 2017 года в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25 января 2016 года, а именно: земельного участка с кадастровым номером *** в размере ***.; земельного участка с кадастровым номером *** в размере ***.; земельного участка с кадастровым номером *** в размере ***..
В обоснование предъявленных требований административным истцом указано, что данные земельные участки принадлежат ему на праве собственности, кадастровая стоимость которых значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в результате оценки ООО "СО-Э", и ведет соответственно к увеличению налоговых обязательств.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении административного иска по приведенным в нем основаниям.
Представители заинтересованных лиц: администрации Жидиловского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области Крюкова Н.С., и Администрации Мичуринского района Тамбовской области Василевич Т.В. просили разрешить требования на усмотрение суда.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В своем письменном отзыве административный ответчик - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области не оспаривает ни размер рыночной стоимости земельных участков, ни право административного истца на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости, определенной при постановке участков на государственный кадастровый учет 25 января 2016 года с использованием удельного показателя в размере 411 руб. 04 коп., утвержденного Постановлением Администрации Тамбовской области от 21.11.2014 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Тамбовской области в отзыве отмечает, что кадастровая стоимость земельных участков определена не вышеуказанным постановлением Администрации Тамбовской области, а сотрудниками филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, и к данной кадастровой оценке Управление не имело никакого отношения. Решение же вопроса об удовлетворении требований в части установления кадастровой стоимости, определенной сотрудниками филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, равной рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда, сведениями об иной рыночной стоимости участков не располагает.
Заинтересованное лицо Администрация Тамбовской области в отзыве на административный иск считает требования не подлежащими удовлетворению. Указав, что существенное отклонение величины рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки, должно вызывать сомнение. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки согласно решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не соответствует требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности. Экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ЗАО "АПИ концепт" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ***; ***; *** категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения производственной базы, расположенных в Мичуринском районе Тамбовской области.
Являясь налогоплательщиком земельного налога, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В рассматриваемом случае таковым является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, которым кадастровая стоимость была определена по состоянию на 25 января 2016 года в соответствии с п.2.1.3, п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N 222, с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 411 руб. 04 коп., утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области N 1443 от 21.11.2014 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составила ***.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб..
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка и соблюдая досудебный порядок урегулирования настоящего спора, административный истец 8 декабря 2016 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия), представив выполненный оценщиком ООО "СО-Э" Ш.Е.А. отчет об оценке объекта оценки N *** от 30 ноября 2016 года, в соответствии с которым рыночная стоимость по состоянию на 25 января 2016 года земельного участка с кадастровым номером *** составила ***.; земельного участка с кадастровым номером *** - ***.; земельного участка с кадастровым номером *** - ***..
Однако, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N *** от 28 декабря 2016 года отклонено заявление административного истца по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям ст.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Несмотря на решение Комиссии, которое к тому же в силу ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не может являться предметом рассмотрения при рассмотрении требований административного истца по настоящему делу, суд, оценив представленный отчет оценщика в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит его соответствующим требованиям действующего законодательства.
Так, оценка объекта недвижимости осуществлена лицом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, членом Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков, имеющим страховой полис обязательного страхования ответственности оценщика, в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет об оценке объекта оценки содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в Мичуринском районе и в целом Тамбовской области, в том числе сегмента рынка земельных участков, к которым относятся объекты оценки.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимися при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовке, к отчету приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети "Интернет" с указанием контактных номеров телефона их авторов, наименования Интернет-ресурса и даты ее подготовки, а также сведений, собранных в результате интервью с авторами предложений.
Тем самым требования п.11 Федерального стандарта оценки N3 "Требования к отчету об оценке", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года N299, оценщиком выполнены.
Достоверность изложенных оценщиком в отчете сведений об объектах-аналогах в ходе судебного разбирательства не опровергнута.
Рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж.
Оценщиком были подобраны объекты-аналоги, которые по своим характеристикам сопоставимы с объектами оценки.
При этом оценщиком обоснованно были проведены корректировки цен объектов-аналогов по элементам сравнения, которые отличны от объектов оценки.
В отчёте приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Мотивы отказа от использования при оценке доходного и затратного подходов оценщиком приведены и сомнений у суда не вызывают.
На данный отчет получено положительное экспертное заключение N ***, составленное 7 февраля 2017 года экспертом Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно выводам эксперта по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговая величина стоимости, отраженная в отчете (стоимость объекта оценки) соответствует рыночной стоимости, как наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчуждён на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информации, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, в рамках вида проводимой экспертизы.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административный ответчик и (или) заинтересованное лицо должны были подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений, а также доказать недостоверность сведений о рыночной стоимости, представленных административным истцом.
По ходатайству заинтересованного лица по делу - администрации Жидиловского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области определением суда от 22 мая 2017 года по делу назначена судебная экспертиза в целях установления соответствия отчета оценщика всем требованиям законодательства об оценочной деятельности и рыночной стоимости земельных участков, что нашло свое подтверждение в заключении эксперта АНКО "ТЦСЭ" Т.С.В., составленного под N *** от 13 июня 2017 года.
Не согласиться с выводами оценщика и экспертов, у суда оснований не имеется.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае, доказательств иной рыночной стоимости земельных участков не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости подтверждены доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В данном случае датой внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов кадастровой стоимости является 25 января 2016 года, заявление о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом подано впервые в Комиссию 8 декабря 2016 года.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административным ответчиком, все понесенные административным истцом судебные расходы по делу относятся на него самого и взысканию с административного ответчика не подлежат. Судебные расходы по проведению судебной экспертизы относятся на заинтересованное лицо администрацию Жидиловского сельсовета Мичуринского района согласно определению суда от 22 мая 2017 года, которое в соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявило ходатайство о назначении данной экспертизы в опровержение размеров рыночной стоимости земельных участков, заявленных изначально административном истцом.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Закрытого акционерного общества "АПИ концепт", поступившее в Тамбовский областной суд 3 апреля 2017 года после обращения 8 декабря 2016 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25 января 2016 года, а именно: земельного участка с кадастровым номером *** в размере ***.; земельного участка с кадастровым номером *** в размере ***.; земельного участка с кадастровым номером *** в размере ***
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение составлено 19 июня 2017 года.
Судья Ледовских И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.