Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Калоевой З.А., Фоминова Р.Ю.,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Дремовой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района Ставропольского края в интересах Дробот А.Ю. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Сакварелидзе Т.Г. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 25 января 2017года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района Ставропольского края в интересах ДроботА.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Дробот А.Ю., ... года рождения, о защите права на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено, что последняя является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заочным решением Советского районного суда Ставропольского края от ... года Ярцева Г.В. лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетней дочери Дробот А.Ю.
Решением Советского районного суда Ставропольского края от ... года отец Дробот А.Ю.- Дробот Ю.А. лишен родительских прав в отношении его несовершеннолетней дочери Дробот А.Ю.
Постановлением главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края от ... года N ... Дробот А.Ю. направлена в ГОУ "Детский дом" (смешанный) N ... г. ... , поскольку несовершеннолетняя осталась без попечения родителей.
Постановлением администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ... года N ... Дробот А.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилья по достижению восемнадцатилетнего возраста.
... года Дробот А.Ю. окончила ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Специальная (коррекционная) школа интернат N ... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" с. Падинского Новоселицкого района Ставропольского края, получив среднее образование.
... года Дробот А.Ю. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с письменным заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Однако до настоящего времени Дробот А.Ю. жилым помещением специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 25 января 2017 года исковые требования прокурора Советского района Ставропольского края в интересах Дробот А.Ю. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края удовлетворены. На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Дробот А.Ю., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в г.Зеленокумске Советского района или городского округа Ставропольского края.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края Сакварелидзе Т.Г. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы процессуального права, предусмотренные статьей 148 ГПК РФ, неправильно применены нормы материального права ввиду неприменения закона, подлежащего применению.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что Дробот А.Ю. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении ей специализированного жилого помещения лишь ... года, в журнале учета ее заявление зарегистрировано под номером ... Первоочередным предоставлением ей жилого помещения будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Дробот А.Ю. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.
Возражений на данную жалобу не поступило.
В заседании судебной коллегии прокурор отдела прокуратуры Ставропольского края Дремова М.Д. просила решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не предоставил доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание, и не заявил ходатайств об отложении дела слушанием.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, Дробот А.Ю., ... года рождения, является лицом из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
Ее мать Ярцева Г.В. лишена родительских прав, что подтверждается заочным решением Советского районного суда Ставропольского края от ... года. Отец Дробот Ю.А. лишен родительских прав в отношении своей дочери Дробот А.Ю., что подтверждается решением Советского районного суда Ставропольского края от ... года.
Постановлением главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края от ... года N ... несовершеннолетняя Дробот А.Ю., ... года, рождения направлена в ГОУ "Детский дом (смешанный) N ... " г. Зеленокумска.
Постановлением администрации муниципального образования г.Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ... года N ... несовершеннолетняя Дробот А.Ю., ... года рождения, поставлена на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилья по достижению восемнадцатилетнего возраста.
... года Дробот А.Ю. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении жилья. В журнале учета заявление зарегистрировано под номером ...
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений
Из материалов дела усматривается, что Дробот А.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: ...
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Дробот А.Ю. не имеет.
Судом установлено, что до настоящего времени Дробот А.Ю. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость ДроботА.Ю. в жилом помещении.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Дробот А.Ю. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013N240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы заслуживает внимания, однако не является основанием к отмене вынесенного по делу судебного акта, ввиду следующего.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Положениями раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив, ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 25 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Сакварелидзе Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.