Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Калоевой З.А.,
судей краевого суда Шишовой В.Ю., Муратовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника Управления ПФР Шершнева И.М. на решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 марта 2017 г. по гражданскому делу по иску Карцаевой Н.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности и перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карцаева Н.С. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (далее ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району) о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности и перерасчете пенсии, в обоснование которого указала следующее. Она достигла возраста 55 лет и является получателем пенсии по старости. При назначении пенсии в стаж не были включены периоды работы: с 21.02.1992 по 12.01.1995 в должности член крестьянского хозяйства "" ... "", с 12.01.1995 по 01.01.1997, с 31.01.2000 по 01.01.2002 в должности член крестьянского хозяйства "" ... "", с 28.01.2013 по 01.04.2013 в должности бухгалтера ООО "" ... "". Таким образом, из трудового стажа необоснованно был исключен трудовой стаж общей длительностью 6 лет 14 дней. С решением ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району об исключении указанного выше стажа не согласна, поскольку оно вынесено вопреки требованиям закона. Просила суд включить в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости длительностью 6 лет 14 дней; обязать ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных периодов работы.
Обжалуемым решением Курского районного суда Ставропольского края от 14.03.2017 удовлетворены исковые требования Карцаевой Н.С.
Суд обязал ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району включить в трудовой стаж Карцаевой Н.С., являющийся основанием для исчисления пенсии по старости периоды работы: с 21.02.1992 по 31.12.1994, с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 29.01.2013 по 31.03.2013.
Произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных периодов работы, включенных в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости.
В апелляционной жалобе начальник Управления ПФР Шершнев И.М. просит отменить вышеуказанное решение суда и принять по делу новое решение. Считает решение суда необоснованным, основанным на ошибочном толковании норм действующего пенсионного законодательства. Ссылается на то, что документы по уплате страховых взносов за спорные периоды работодателем по Карцевой Н.С. не предоставлялись, и соответственно в Управлении ПФР не имеются.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Карцаева Н.С. просит решение Курского районного суда Ставропольского края от 14.03.2017 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав представителя ответчика ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району по доверенности Гулай Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую отменить обжалуемое решении суда как незаконное и необоснованное; представителя истца Карцаевой Н.С. по доверенности Карцаева Н.С., не признавшего доводы апелляционной жалобы и просившего обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили следующее.
Карцаева Н.С., " ... " г/р., является получателем страховой пенсии по старости бессрочно.
Как следует из трудовой книжки " ... " Карцаева Н.С. с 21.02.1992 работала членом крестьянского хозяйства "" ... "" (л.д. 7-9).
При назначении пенсии, ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району отказало в зачете периодов работы:
с 21.02.1992 по 31.12.1994 в должности член крестьянского хозяйства "" ... "",
с 12.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.2001 по 31.12.2001 в должности член крестьянского хозяйства "" ... "",
с 29.01.2013 по 31.03.2013 в должности бухгалтера ООО "" ... "", поскольку сведения о данных периодах работы отсутствуют на индивидуальном лицевом счете, не представлен документ Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате платежей за данный период.
Периоды работы с 01.01.1997 по 31.12.2000, с 01.01.2005 по 31.12.2012 включены в стаж, в связи с тем, что персонифицированные сведения о начисленных и выплаченных страховых взносах в пенсионный орган крестьянским хозяйством Агрофирма "" ... "" за Карцевой Н.С. имеются (л.д. 4-6).
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, заслушав пояснения сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив юридически значимые обстоятельства, дав надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Карцевой Н.С., поскольку не включение спорных периодов работы в специальные стаж истца с учетом характера её работы привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права истца на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленное конституционно значимыми целями.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 01.01.2015 регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет шесть лет (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Согласно п.п. 10, 16 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
В силу действующих "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы Карцаевой Н.С. как члена крестьянского (фермерского) хозяйства должны подтверждаться трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции, действовавшей до 1997 года) в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Как следует из ч.ч. 1, 4, 6 ст. 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Закона РСФСР от 27.12.1990 N 461-1), глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Согласно п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Таким образом, правила подсчета соответствующего стажа как в период работы истца, так и в настоящее время предусматривают подтверждение периодов работы члена КФХ как трудовой книжкой, так и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что факт работы истца Карцаевой Н.С. в спорный период подтвержден исследованными доказательствами, в связи с чем неисполнение работодателем обязанности по надлежащему заполнению трудовой книжки и обязанности по начислению и уплате страховых взносов не может лишить истца гарантированного ей Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение по возрасту.
Доводы апелляционной жалобы о том, что документы по уплате страховых взносов за спорные периоды работодателем по Карцевой Н.С. не предоставлялись и в Управление ПФР не имеются, не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда, отклоняются судебной коллегией как основанные на ином толковании норм права.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных разъяснений и толкования закона Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение ст. 237 КЗоТ, гарантирующей право работника на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, исключается при наличии совокупности следующих условий: если лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, осуществляющее свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которое обязано уплачивать страховые взносы само за себя (страхователь), не исполнило этой обязанности.
Вместе с тем в спорные периоды работы истца Карцаевой Н.С. в крестьянском хозяйстве "" ... "" с 21.02.1992 по 31.12.1994, в крестьянском хозяйстве "" ... "" с 12.01.1995 по 31.12.1996 действовал Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации Курского района Ставропольского края от 16.06.1993 N 893 ЧП "Август" перерегистрировано в ЧП "" ... "", которое было ликвидировано 16.12.1994 (л.д. 59). Крестьянское хозяйство "" ... "" зарегистрировано 16.12.1994 (л.д. 62), 28.01.2013 прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования (л.д. 64).
Статья 11 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусматривала обязанности граждан, являющихся членами крестьянского хозяйства самостоятельно уплачивать за себя взносы по социальному страхованию.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1020 установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год. При этом доход для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общие от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.06.2014 N 1551-О, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей, он уплачивает страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянско-фермерского хозяйства.
Таким образом, плательщиком страховых взносов за членов крестьянского хозяйства "" ... "", в том числе и за истца Карцаеву Н.С., в спорный период являлся глава крестьянского хозяйства, который и должен нести соответствующую ответственность за невыполнение указанной обязанности. Статус же члена крестьянского хозяйства в спорный период, в отличие от статуса главы крестьянского хозяйства, не предусматривал самостоятельной обязанности члена крестьянского хозяйства по оплате взносов на социальное страхование, обеспечение интересов члена крестьянского хозяйства в этой сфере возлагалось на главу крестьянского хозяйства.
Истец Карцаева Н.С. в спорные периоды работы главой крестьянского хозяйства не являлась, в качестве члена крестьянского хозяйства самостоятельной обязанности по уплате взносов на социальное страхование не имела, то есть не являлась страхователем и плательщиком взносов на социальное страхование.
Учитывая, что факт работы Карцаевой Н.С. в крестьянском хозяйстве в спорные периоды работы подтвержден трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим наличие трудового стажа, судебная коллегия приходит к выводу о том, что невнесение главой крестьянского хозяйства страховых взносов за истца не может послужить основанием для умаления его прав на пенсионное обеспечение.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные. Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права. Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не могут быть признаны как необъективный подход к рассмотрению дела.
Поскольку по результатам рассмотрения судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, то оснований для разрешения вопроса о распределении понесенных ответчиком судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии с пунктом 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционных жалоб не содержат, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.