Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 июня 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Брянского В.Ю., Задорневой Н.П.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 10 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Коростелеву В.М., УФССП России по Ставропольскому краю об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Коростелеву Виктору Михайловичу, УФССП России по Ставропольскому краю об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование административного иска административный истец указал, что является должником по исполнительному производству, возбужденному 18 ноября 2016 года на основании исполнительного листа N ФС 009752742 от 09 ноября 2016 года, выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу N 2-8909/2014. Предметом исполнения - предоставление благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; взыскатель Оганесян Ю.В.
20 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Коростелевым В.М. вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений Ставропольского края исполнительского сбора.
Административный истец считает, что установление судебным приставом исполнительского сбора противоречит статье 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и является противозаконным, нарушающим права и законные интересы министерства.
Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете Ставропольского края.
В журнале регистрации заявлений, нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения, значится 1148 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством приняты все возможные меры для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из объема средств, предусмотренных 2016 году на эти цели.
Таким образом, непредставление жилого помещения Оганесяну Ю.В. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, а именно отсутствием объемов финансирования, необходимых и достаточных для обеспечения жилыми помещениями всех лиц данной категории.
В 2017 году на реализацию программы по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями предусмотрено финансирование в сумме 453 млн. рублей.
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений на территории Ставропольского края, а также исполнения решения Ленинского районного суда города Ставрополя, приказом министерства утвержден план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на 2017 год, путем проведения аукциона в электронной форме, в пределах бюджетных ассигнований производимых в целях реализации статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно план-графику размещения заказов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд предусмотрены приобретения благоустроенных жилых помещений на вторичном рынке жилья на территории: города Георгиевска, города Железноводска, Грачевского, Левокумского, Минераловодского, Красногвардейского, Нефтекумского, Новоселицкого, Степновского, Туркменского, Предгорного районов.
Приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве предусмотрены на территории: села Кочубеевского, города Зеленокумска, города Михайловска, города Ставрополя, города Ипатово, станицы Курской, села Курсавка, города Буденновска, города Новопавловска, Георгиевского района.
Таким образом, исполнение требований судебного пристава-исполнителя в установленные сроки зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после приобретения благоустроенного жилого помещения в собственность Ставропольского края путем проведения аукциона в электронной форме, либо заключения государственного контракта на участие в долевом строительстве и регистрации права собственности Ставропольского края на жилое помещение.
Исполнительное производство возбуждено 18 ноября 2016 года, копия постановления получена министерством 25 ноября 2016 года согласно штампу о принятии входящей корреспонденции, вход. N 17612.
30 ноября 2016 года в связи с тем, что свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края отсутствуют, министерством в Ленинский районный суд города Ставрополя направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу N 2-8909/2014.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 20 декабря 2016 года сдано нарочно в министерство, 21 декабря 2016 года получено министерством согласно штампу о принятии входящей корреспонденции, вход. N 18902/8.
Согласно пункту 6 Порядка жилые помещения предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Первоочередного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не предусмотрено.
Требования же судебного пристава-исполнителя предоставить Оганесяну Ю.В. благоустроенное жилое помещение, в течение пяти дней с момента возбуждения исполнительного производства, нарушают конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обращались в суд или решение суда по ним не вступило в законную силу.
Административный истец просил суд: освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 20 декабря 2016 года N 26037/16/140917.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 10 марта 2017 года административные исковые требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края освобождено от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Коростелева В.М. N 26037/16/140917 от 20 декабря 2016 года в рамках исполнительного производства N 19492/16/26037-ИП от 18 ноября 2016 года.
Не согласившись с решением суда, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю Мануилова И.Г. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства об исполнительном производстве в связи с неисполнением должником в срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа, а доводы административного истца являются несостоятельными и не могут быть приняты судом во внимание. Министерством не представлено доказательств уважительности нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа, вызванного чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Судом первой инстанции не установлено, отсутствовала ли реальная возможность в 2016 году выделить жилое помещение Оганесян Ю.В. из 480 жилых помещений, приобретение которых было запланировано на 2016 год, министерством не представлены суду сведения о распределении всех 480 жилых помещений по обязательствам, возникшим до возбуждения исполнительного производства N 20723/16/26037-ИП.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители УФССП России по Ставропольскому краю, прокуратуры Предгорного района Ставропольского края, Оганесян Ю.В. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Коростелева В.М., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края Воропаева И.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 11 статьей 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу - исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГКРФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных статьей 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением N 26037/16/136554 от 18 ноября 2016 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Коростелевым В.М. возбуждено исполнительное производство N 19492/16/26037-ИП по исполнительному листу N ФС 009752742 от 09 ноября 2016 года, выданным на основании решения Ленинского районного суда города Ставрополя по делу N 2-8909/2016.
Предметом исполнения указанного исполнительного производства является: обязанность Министерства имущественных отношений Ставропольского края предоставить Оганесяну Ю.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства N 26037/16/136554 от 18 ноября 2016 года должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
30 ноября 2016 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края в Ленинский районный суд города Ставрополя подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Оганесяну Ю.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
20 декабря 2016 года постановлением N 26037/16/140917 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Коростелева В.М. с должника министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
21 декабря 2016 года указанное постановление вручено должнику.
Являясь государственным заказчиком, Министерство имущественных отношений Ставропольского края не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли - продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
В 2016 году для целей обеспечения гарантий на жилье детям-сиротам министерством запланировано приобретение в собственность Ставропольского края 480 жилых помещений и в отношении 450 жилых помещений - заключить договоры найма специализированных жилых помещений. На данные цели в 2016 году предусмотрено финансирование в сумме 474,27 млн. рублей.
В 2017 году на реализацию программы по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями предусмотрено финансирование в сумме 453 млн. рублей.
Административным истцом суду первой инстанции представлен государственный контракт N 0121200001914000231-0150067-02 от 29 декабря 2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, улица Пестова, 40 (50 квартир), заключенными с ООО "Базис-строй", срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию - декабрь 2015 года, гарантийное письмо N 26 от 31 января 2017 года директора ООО "Базис-строй", в котором он указывает, что ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного жилого дома будет произведен до 30 марта 2017 года, а передача жилых помещений в указанном доме будет осуществлена 30 июня 2017 года.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. В данном случае имеет место объективная невозможность предоставления Оганесяну Ю.В. благоустроенного жилого специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исполнение требований исполнительного документа связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что министерство имущественных отношений Ставропольского края в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Учитывая отсутствие вины Министерства имущественных отношений Ставропольского края в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом- исполнителем пятидневный срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 10 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.