Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 июня 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Брянского В.Ю., Задорневой Н.П.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 02 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексеева М.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, обязании устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, обязании устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование административного иска административный истец указал, что 11 апреля 2016 года обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства.
Согласно уведомлению комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 11 мая 2016 года в предоставлении муниципальной услуги отказано, поскольку участок, отраженный на схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая была приложена к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, предоставлен в аренду иному физическому лицу постановлением администрации города Ставрополя от 19 сентября 2005 года N 2065.
18 мая 2016 года административным истцом направлен запрос N 50-13573740 в с помощью официального сайта в сети Интернет о предоставлении сведений содержащихся
Согласно уведомлению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу город Ставрополь, переулок Поспеловский, 10.
Таким образом, земельный участок, который предстоит образовать, указанный в заявлении, в настоящий момент не существует, как объект земельных отношений, в связи с чем, не может быть предметом гражданско-правовых сделок.
Алексеев М.В. считает отказ комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в предоставлении муниципальной услуги незаконным и необоснованным. Комитет нарушил процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, чем нарушил права административного истца.
Административный истец просил суд: признать отказ комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства - незаконным;
обязать комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 02 декабря 2016 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя N 08/15-3048с от 11 мая 2016 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства;
на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрацию города Ставрополя возложена обязанность совершить действие, предусмотренное частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ;
отказано в удовлетворении требований об обязании комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа формационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрацию города Ставрополя возложена обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Перепелицына Н.В. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что земельный участок по переулку Поспеловскому, 10 в соответствии с постановлением главы города Ставрополя от 30 сентября 2005 года N 4173 предоставлен на праве аренды иному физическому лицу. Поскольку на момент рассмотрения заявления Алексеева М.В. указанное постановление являлось действующим, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги соответствует закону, не нарушает права административного истца. Соответственно у суда отсутствовали основания для удовлетворения административных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Алексеев М.В. указывает на несостоятельность довод апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации города Ставрополя, Соловцов В.В. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Коплик О.В., поддержавшего апелляционную жалобу, Алексеева М.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, который является основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Итернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Ставрополя Ставропольского края от 16 сентября 2015 года N 2065 "Об утверждении административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства" результатом предоставления муниципальной услуги является: постановление администрации города Ставрополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 11 апреля 2016 года Алексеев М.В. обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства.
11 мая 2016 года КУМИ города Ставрополя по итогам рассмотрения заявления подготовлено Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, из которого следует, что участок, отраженный на схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая была приложена к заявлению Алексеева М.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, предоставлен Соловцову В.В в аренду сроком на три года постановлением администрации города Ставрополя от 30 сентября 2005 года N 4173. На Соловцова В.В. возложены обязанности внести изменения в сведения государственного земельного кадастра, произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка в установленном законом порядке, которые он не выполнил. С момента вынесения постановления 30 сентября 2005 года до настоящего времени договор аренды не заключался.
Согласно уведомлению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю от 23 мая 2016 года N 26/501/16-322488 сведения о земельном участке, расположенном по адресу: город Ставрополь, переулок Поспеловский, 10, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Земельный участок, указанный в поданном Алексеевым М.В. заявлении, на кадастровом учете не стоит, в настоящий момент не существует, как объект земельных отношений, в аренде находиться не может. При отсутствии зарегистрированного права на земельный участок комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя не вправе подписывать уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании предоставления земельного участка в аренду иному лицу.
Кроме того, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя нарушил процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, предусмотренную частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным отказа комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя N 08/15-3048с от 11 мая 2016 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства и возложил на административных истцов обязанность совершить действие, предусмотренное частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Судебная коллегия не усматривает оснований для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения по существу по доводам возражений Алексеева М.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 02 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.