Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "РН-Ставропольнефтегаз" Кузнецова С.А. на решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2016 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Исаева Г.М. N* от 31 октября 2016 года ООО "РН-Ставропольнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
Решением судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе генеральный директор ООО "РН-Ставропольнефтегаз" Кузнецов С.А. просит отменить постановление и представление должностного лица и решение судьи, дело вернуть на новое рассмотрение. Указывает, что они вынесены с нарушением административного законодательства.
В возражении на жалобу представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Панахно М.В. просит решение судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ООО "РН-Ставропольнефтегаз" по доверенности Тагандурдиева С.Э.Х., поддержавшего доводы жалобы, представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Орлянского И.В., просившего отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.
Ответственность по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.
В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.09.2016 года в 14 часов 30 минут на земельном участке с КН:* в районе скважины *, при визуальном осмотре выявлены 4 места навала (складирования) грунта загрязненного нефтепродуктами, образовавшихся в результате порыва нефтепровода повлекшее за собой розлив нефтепродуктов на почву.
Постановлением N* от 31 октября 2016 года ООО "РН - Ставропольнефтегаз" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного штрафа.
Признавая указанное постановление должностного лица, законным и обоснованным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полномочия по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земельного участка, имеющего категории "для сельскохозяйственного назначения" с расположенным на нем сооружением - нефтепроводом осуществляется Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в пределах своих полномочий.
Данный вывод судьи нельзя признать законным в силу следующего.
Частью второй ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно за порчу земель в результате нарушения правил с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами производства и потребления.
Как следует из ч. 1 ст. 23.15 КоАП РФ органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных 8.6 КоАП РФ (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения). При этом, руководитель структурного подразделения федерального органа наделен полномочиями по рассмотрению дел данной категории.
В соответствии с ч.1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.6 настоящего Кодекса (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения).
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 02 января 2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Понятие "сооружение" дано в пункте 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", из которого следует, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Из анализа указанных норм в их совокупности следует, что в данном случае оборот земельного участка на котором выявлены нарушения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в виду категории данного земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) и отсутствия на земельном участке, сооружений и объектов недвижимости.
Таким образом, полномочия по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земельного участка имеющего категорию "для сельскохозяйственного назначения" осуществляются Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по СК и КЧР.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение процессуальных требований КоАП РФ не устранено судьей Нефтекумского районного суда при рассмотрении жалобы представителя юридического лица на постановление должностного лица.
При таких обстоятельствах, вынесенное решение не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Ставропольском краевом суде жалобы генерального директора ООО "РН-Ставропольнефтегаз" Кузнецова С.А. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, то дело подлежит возвращению в Нефтекумский районный суд Ставропольского края.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу генерального директора ООО "РН-Ставропольнефтегаз" Кузнецова С.А. удовлетворить.
Решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2016 года отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Нефтекумский районный суд Ставропольского края в ином составе суда.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.