Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Александровой М.А.,
судей Серебренникова Е.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
с участием прокурора Попова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Л.Л. к аппарату Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении в должности, взыскании среднего содержания, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Антоновой Л.Л. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 30 марта 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Антонова Л.Л. обратилась в суд с иском аппарату Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения от "дата изъята" "номер изъят", восстановлении в должности государственной гражданской службы главного советника отдела социологических исследований и экспертного обеспечения экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, взыскании среднего содержания (заработка) за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда (данные изъяты).
В обоснование исковых требований указала, что с 2007 года работала в экспертном управлении аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. Распоряжением от "дата изъята" "номер изъят" была сокращена занимаемая ею должность главного советника отдела социологических исследований и экспертного обеспечения экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, введены должности советника и консультанта. Предупреждение о сокращении ею получено 20.10.2016, должности советника и консультанта ей не предлагали, ее преимущественное право на оставление на работе не оценивалось, чем нарушены ее права. В связи с нервным потрясением находилась на больничном листе, который был закрыт 30.12.2016. В тот же день ей позвонили из отдела кадров с требованием предоставить больничный лист именно 30.12.2016. Распоряжением от "дата изъята" "номер изъят" она уволена с 31.12.2016. В досудебном порядке ответчик отказался изменить дату увольнения на 09.01.2017 (первый рабочий день после окончания больничного листа), указав, что основанием к увольнению указано ее личное заявление, которого она не писала.
В судебное заседание истец Антонова Л.Л., извещенная о рассмотрении дела, не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца Леденцов Д.С. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, представил расчет дохода, подлежащего взысканию за период с 01.01.2017 по 10.03.2017, всего (данные изъяты). Представитель ответчика аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Моисеева О.С. исковые требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 30.03.2017 с учетом определения об исправлении описки от 23.05.2017 исковые требования Антоновой Л.Л. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Антонова Л.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с распоряжением аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" "О проведении организационно-штатных мероприятий и внесении изменения в распоряжение аппарата Губернатора Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят"" была сокращена замещаемая ею должность главного советника отдела социологических исследований м экспертного обеспечения экспертного управления Губернатора Иркутской области и введены новые должности советника и консультанта. Однако ее преимущественное право на оставление на работе не оценивалось, чем нарушены ее права. Полагает, что при соблюдении порядка увольнения она имела преимущественное право на оставление на работе, поскольку она имеет диплом доктора социологических наук и аттестат профессора, была награждена похвальной грамотой за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
Обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период отсутствия служащего в связи с временной нетрудоспособностью. В связи с нервными потрясениями она находилась на листке нетрудоспособности по 30.12.2016. Однако распоряжение об увольнении было датировано 30.12.2016, она освобождена от замещаемой должности и уволена 31.12.2016, т.е. в субботу, выходной день. Таким образом, увольнение произведено в период ее временной нетрудоспособности, чем нарушены ее права как работника. Кроме того, днем прекращения трудового договора является последний день работы работника, соответственно это не может быть нерабочий выходной день. Никакого заявления относительно даты увольнения она не писала.
Указывает, что неправомерными действиями работодателя ей причинен моральный вред, который подлежит возмещению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Зеленский Д.Е., представитель ответчика аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Иноземцева О.В. выражают согласие с решением суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27.07.20014 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 указанного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 14.09.2010 Антонова Л.Л. была назначена на должность главного советника одела социологических исследований и экспертного обеспечения экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в соответствии с распоряжением заместителя председателя Правительства Иркутской области - руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 17.09.2010.
Согласно служебному контракту от "дата изъята" (с изменениями от "дата изъята" , от "дата изъята" ), заключенному между представителем нанимателя в лице заместителя Председателя Правительства Иркутской области - руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области В.Ю.., и истцом Антоновой Л.Л., в реестре должностей государственной гражданской службы Иркутской области должность, замещаемая истцом должность, отнесена к группе главных должностей областной государственной службы категории "специалисты" (п. 3 служебного контракта, п. 1 должностного регламента главного советника отдела социологических исследований и экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области).
"дата изъята" заместителем Губернатора Иркутской области - руководителем аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области издано распоряжение "номер изъят" "О проведении организационно-штатных мероприятий и внесении изменения в распоряжение аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят"".
Согласно п. 1 распоряжения принято решение сократить в экспертном управлении Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области следующие должности государственной гражданской службы Иркутской области: главного советника отдела социологических исследований и экспертного обеспечения в количестве 1 единицы; консультанта отдела информационного взаимодействия в количестве 1 единицы.
Согласно п. 2 распоряжения в экспертном управлении Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области введены следующие должности государственной гражданской службы: советник отдела информационного взаимодействия (1 единица), консультант отдела социологических исследований и экспертного обеспечения (1 единица).
Согласно штатному расписанию экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области на период с "дата изъята" "номер изъят" (утверждено заместителем Губернатора Иркутской области - руководителем аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области) штатная численность - 17 человек. При этом в отделе социологических исследований и экспертного обеспечения предусмотрены должности: начальник отдела в управлении, советник, консультант, консультант. В отделе информационного взаимодействия - начальник отдела в управлении, главный советник, советник, советник.
Распоряжением заместителя Губернатора Иркутской области - руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" Антонова Л.Л., главный советник отдела социологических исследований и экспертного обеспечения экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Иркутской области 31.12.2016 в связи с сокращением должности главного советника отдела социологических исследований и экспертного обеспечения экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. Заключенный с истцом 17.09.2010 служебный контракт "номер изъят" прекращен. Основание - личное заявление, предупреждение от 20.10.2016.
Разрешая спор и отказывая Антоновой Л.Л. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что из содержания распоряжения "номер изъят" от "дата изъята" "О проведении организационно-штатных мероприятий и внесении изменения в распоряжение аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят"", штатного расписания с "дата изъята" "номер изъят" усматривается, что занимаемая Антоновой Л.Л. должность главного советника в отделе социологических исследований (главная группа, категория "специалисты") была сокращена. Таким образом, ответчиком доказано, что имелись основания для увольнения Антоновой Л.Л. с государственной гражданской службы Иркутской области в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Истец была предупреждена о предстоящему увольнении 20.10.2016, была уволена с 31.12.2016, в связи с чем установленный ст. 31 Закона N 79-ФЗ срок предупреждения об увольнении представителем нанимателя соблюден. Вакантных должностей в аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, которые могли быть предложены истцу, не имелось. Вместе с тем, кадровой службой представителя нанимателя истцу в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 822, предлагались вакантные должности в иных государственных органах (в министерстве здравоохранения Иркутской области - ведущий советник отдела сводной бюджетной отчетности управления исполнения бюджета и бюджетной отчетности; ведущий экономист отдела планирования и финансирования подведомственных учреждений финансово-экономического управления; в министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (уведомление N 78) - главный специалист-эксперт отдела семейного жизнеустройства несовершеннолетних граждан по г. Иркутску межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1; предоставленные центром занятости населения г. Иркутска), от которых истец отказалась. Таким образом, нарушения порядка увольнения в части предложения перед увольнением вакантных должностей судом не установлено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Довод истца о наличии у нее преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы, не принимается во внимание, поскольку по смыслу действующего законодательства вопрос о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы разрешается представителем нанимателя, если подлежит сокращению одна из аналогичных должностей, преимущественное право устанавливается между служащими, занимающими аналогичные должности, часть из которых подлежит сокращению. Согласно штатному расписанию на период с 29.05.2015 N 1 (утверждено исполняющим обязанности руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области 09.06.2015) в отделе социологических исследований и экспертного обеспечения предусмотрены должности: начальник отдела в управлении, главный советник (замещаемая истцом должность), советник, консультант. Таким образом, единственная имеющаяся должность главного советника в отделе была исключена из структуры органа и штатного расписания ответчика, в связи с чем оснований для установления преимущественного права истца на замещение должности не имелось.
При этом, введенная в связи с изданием распоряжения от "дата изъята" "номер изъят" должность советника отдела информационного взаимодействия являлась вакантной, но в связи с несоответствием Антоновой Л.Л. предъявляемым к данной должности квалификационным требованиям, представитель нанимателя, не предлагая ее истцу, требований ст. 31 Закона N 79-ФЗ не нарушил. Иных вакантных должностей в экспертном управлении Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, которые могли быть предложены истцу, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что увольнение истца произведено в период ее временной нетрудоспособности, несостоятельны. Как следует из материалов дела, истец являлась временно нетрудоспособной до 30.12.2016, больничный лист был закрыт 30.12.2016, предписано приступить к работе 31.12.2016. Днем увольнения истца является 31.12.2016. Таким образом, нарушений запрета на увольнение государственного гражданского служащего в период временной нетрудоспособности ответчиком не допущено.
Ссылка в жалобе на увольнение в выходной день не может повлечь отмену решение суда, поскольку о незаконности увольнения не свидетельствует и не влечет восстановление на службе. Законом запрет на увольнения в выходной день не установлен.
То обстоятельство, что в качестве основания увольнения ответчиком ошибочно указано личное заявление истца, об отсутствии законного основания для увольнения, несоблюдении представителем нанимателя порядка увольнения истца не свидетельствует.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 30 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Александрова
Судьи Т.В. Николаева
Е.В. Серебренников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.