Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Параевой В.С.
судей
Птоховой З.Ю. и Савельевой Т.Ю.
при секретаре
Подкорытовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2461/2016 по апелляционному представлению прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 октября 2016 года по иску прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к Открытому акционерному обществу "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" о признании действий незаконными, об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры - Жукова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" - Лисавцова Е.Б., действующего на основании доверенности от 29 декабря 2016 года, представителей Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - Синюковой И.В. и Тулуповой А.И., действующих на основании доверенностей от 26 апреля 2017 года, представителя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга - Власова А.А., действующего на основании доверенности от 30 декабря 2016 года, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Окрытому акционерному обществу "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее ОАО "СЗППК") о признании действий незаконными, об обязании совершить определенные действия, указывая на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства при взимании ответчиком сбора за оформление билетов на проезд в поездах пригородного сообщения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в ходе которой было установлено, что приказом генерального директора ОАО "СЗППК" от 19 декабря 2014 года был установлено сбор в размере 100 руб. за оформление проездного документа в пригородных поездах и в билетных кассах после совершения поездки. Приказом от 01 февраля 2015 года указанный сбор был установлен в размере 63 руб.
Прокурор полагает, что установление данного сбора без согласования с уполномоченным органом государственной власти в сфере тарифного регулирования приводит к нарушению баланса интересов в области железнодорожного транспорта общего пользования и нарушению прав и законных интересов граждан при использовании услуг железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, что является недопустимым.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд признать незаконными действия ОАО "СЗППК" по взиманию сбора за оформление проездного документа (билета) непосредственно в поезде в размере 63 руб. в отсутствие его экономически обоснованного уровня, установленного уполномоченными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов. В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязать ОАО "СЗППК" направить в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и комитет по тарифам Санкт-Петербурга обращение об установлении экономически обоснованного уровня сбора за оформление билетов на проезд в поездах пригородного сообщения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований прокурору Северо-Западной транспортной прокуратуры отказано.
В апелляционном представлении прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав мнение явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 года N 17-ФЗ, перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых не предусмотрено предоставление пассажиру отдельного места), их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа - его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.
Как следует из материалов дела, приказом генерального директора ОАО "СЗППК" от 04 февраля 2015 года "Об установлении сборов за оформление проездного документа и за оказание услуг по оформлению провоза ручной клади сверх установленной нормы от кассовой станции непосредственно в поезде или в билетной кассе после совершения поездки", утвержден расчет суммы комиссионного сбора и установлен с 11 февраля 2015 года размер комиссионного сбора за оформление проездного документа (билета), взимаемого с пассажиров, проезжающих с остановочных пунктов, оборудованных пригородными билетными кассами - 63 руб.
Прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры в обоснование заявленных требований ссылался на то, что перечень работ (услуг) субъектом естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, сборы в отношении которых регулируются государством, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 года N 643. Пунктом 8 указанного постановления резервирование мест в поездах и оформление проездных документов на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозках организованных групп пассажиров отнесены к видам деятельности, сборы в отношении которых, регулируются государством.
Таким образом, прокурор полагал, что размер сбора за оформление проездного документа (билета) должен быть установлен нормативно-правовыми актами Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, поскольку установление комиссионного сбора за продажу билетов непосредственно в пригородном электропоезде не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 года N 643.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, принимая во внимание следующее.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 05 августа 2009 года N 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
Действующим законодательством услуги по оформлению проездного документа (билета) непосредственно в поезде пригородного сообщения разъездными билетными кассирами гражданам, осуществляющим поездку или совершивших поездку, а также провозящих ручную кладь сверх установленной норма от станций (остановочных пунктов), имеющих работающие пригородные билетные кассы, без оформления проездных документов (билетов), не включены в указанный выше Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 05 августа 2009 года N 643, данные услуги не подлежат государственному тарифному регулированию.
В соответствии с пунктом 4 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года N 111, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Заключение договора перевозки грузобагажа и сдача его перевозчику удостоверяются грузобагажной квитанцией, заключение договора перевозки груза - транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцией о приеме груза.
Согласно пункту 4 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года N 111, взаимоотношения перевозчика и пользователей при оказании услуг, не предусмотренные настоящими Правилами, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом, а также утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (далее - Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа) и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила перевозок грузов).
Согласно пункту 20 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министра России от 19 декабря 2013 года N 473, оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе автоматизированным способом или при помощи ручной технологии, через терминалы самообслуживания, через веб-ресурс, а также путем валидации бесконтактных смарт-карт (в том числе социальных карт), транспортных карт, платежных карт (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или электронных устройств с использованием автоматизированных систем.
В случаях, предусмотренных п. 57 настоящих Правил, допускается оформление проездного документа (билета) в поезде.
На станциях и остановочных пунктах оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения при наличии технической возможности может производиться со всех и до всех станций (остановочных пунктов), расположенных по маршруту следования поездов, следующих через такие станции (остановочные пункты) (пункт 21 Правил, утвержденных Приказом Министра России от 19 декабря 2013 года N 473).
При отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществить посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа (билета). Перевозчик оформляет его проезд и провоз ручной клади, превышающей установленную норму, непосредственно в поезде пригородного сообщения или на станции назначения без взимания дополнительной платы (пункт 22 Правил, утвержденных Приказом Министра России от 19 декабря 2013 года N 473).
В силу пункта 57 Правил, утвержденных Приказом Министра России от 19 декабря 2013 года N 473, безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.
Таким образом, без взимания дополнительной платы, перевозчик оформляет проезд пассажира и провоз ручной клади, только в случае отсутствия билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) где пассажир осуществляет посадку. Сбор в размере 63 руб. уплачивается дополнительно к цене билета пассажирами, проезжающими со станций, на которых осуществляется продажа билета. В данном случае продажа билета является дополнительной услугой перевозчика, стоимость которой покрывает его дополнительные расходы, в связи с чем, правомерны выводы суда о том, такой сбор не может быть расценен как установление цены за оформление проездных документов на железнодорожном транспорте в нерегулируемом государством размере. Установление такого сбора непосредственно организацией, в силу изложенного, Постановлению Правительства от 05 августа 2009 года N 643 не противоречит.
Ссылки прокурора Северо-Западной транспортной прокурату в апелляционном представлении на письмо заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам от 20 марта 2015 года N ТС-3280/10, являются несостоятельными, поскольку Указом Президента Российской Федерации N 373 от 21 июля 2015 года Федеральная служба по тарифам упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе России, которая в письме N ВК-59014/16 от 29 августа 2016 года, со ссылкой на пункт 57 Правил, утвержденных Приказом Министра России от 19 декабря 2013 года N 473, разъяснила, что перевозчики вправе самостоятельно устанавливать размер платы за услугу по оформлению проездных документов в пути следования или на станции назначения при обнаружении безбилетного пассажира.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего дела, норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.