Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Параевой В.С.
судей Птоховой З.Ю. и Савельевой Т.Ю.
при секретаре Васильеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5463/2016 по апелляционной жалобе администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2016 года по иску Булмасовой Е.А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, обязании включить в указанный список.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения Булмасовой Е.А., представителя "УСО ПНИ N 10" - Федоровой С.В., действующей на основании доверенности от 10 мая 2017 года, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Булмасова Е.А. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просила отменить решение администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга; обязать администрацию Невского района включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по внеочередному получению специализированных жилых помещений и предоставить ей в порядке очередности, согласно списку, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 11 августа 2015 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей специализированного жилого помещения, как сироте, проживающей в учреждении социального обслуживания Психоневрологический интернат N 10 (далее УСО ПНИ N 10), однако письмом от 31 марта 2016 года ответчиком истцу было отказано на том основании, что дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью до 23 лет, а истец к данной категории лиц не относится.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2016 года заявленные истцом требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе истцу во включении ее в список детей-сирот по внеочередному получению специализированных жилых помещений; обязал администрацию Невского района включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по внеочередному получению специализированных жилых помещений и предоставить ей в порядке очередности, согласно списку, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе администрация Невского района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя администрации Невского района, который извещен о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с доказательствами по делу и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, Булмасова Е.А., 17 сентября 1976 года рождения, является инвалидом с детства " ... " группы бессрочно.
12 января 1990 года истец поступила в Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N4", где находилась на полном государственном обеспечении до 06 декабря 2002 года, откуда выбыла в Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" и находилась там на полном государственном обеспечении до 12 марта 2014 года. 13 апреля 2014 года истец выбыла в УСО ПНИ N 10, где постоянно проживает до настоящего времени на полном государственной обеспечении и зарегистрирована с 19 января 2016 года по настоящее время.
Согласно выписке из протокола расширенного заседания врачебной комиссии врачей-психиатров УСО ПНИ N 10, 23 января 2015 года истец по состоянию психического здоровья может проживать самостоятельно в специализированном жилом помещении.
Судом установлено, что истец состоит на учете в администрации Невского района Санкт-Петербурга в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма с 11 августа 2015 года с льготой " ... "".
В 2016 году истец обратилась в администрацию Невского района по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако письмом от 31 марта 2016 года в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга ей было отказано в связи с тем, что она не была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в возрасте до 23 лет, и к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу возраста не относится.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение администрации Невского района Санкт-Петербурга является незаконным, а истец подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по внеочередному получению специализированных жилых помещений и обязал ответчика предоставить ей в порядке очередности, согласно списку, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно ст. 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает ему возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 9 ст. 8 названного Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Принимая во внимание приведенные положения закона, а также учитывая, что истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, является инвалидом с детства, с 2015 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей, с детства проживала в учреждениях социальной защиты, судебная коллегия соглашается с выводом суда, о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно указал, что то обстоятельство, что истец была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях после достижения ею возраста 23 лет, не может являться основанием, препятствующим обеспечению её как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, поскольку по не зависящим от истца причинам она не была своевременно поставлена на соответствующий учет, по состоянию здоровья возможность истца проживать самостоятельно была установлена только после указанного возраста.
Судебная коллегия полагает, что с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение истцом 23-летнего возраста не может служить препятствием для предоставления ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Невского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.