Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Белоногого А.В.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2017 года апелляционную жалобу Гумейшайнера В.Я. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2017 года по административному делу N 2а-1321/2017 по административному иску Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга к Гумейшайнеру В.Я. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
Заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения административного ответчика Гуменшайнера В.Я., настаивавшего на доводах жалобы, представителя административного истца, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга Поздняк Е.С., действующей на основании доверенности от "дата", возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга обратилось в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным иском, в котором просило взыскать с Гуменшайнера В.Я.:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2015 год в размере 22 261 рубля 38 копеек;
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год в размере 5 601 рубля 61 копейки.
Также просило взыскать пени, начисленные на страховые взносы на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации, по состоянию на 19 мая 2016 года в размере 486 рублей 68 копеек;
- пени, начисленные на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 19 мая 2016 года, в размере 582 рублей 14 копеек.
В обоснование административных исковых требований пенсионный орган ссылался на то, что административный ответчик является индивидуальным предпринимателем, плательщиком страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. В установленные сроки не осуществил оплату соответствующих взносов, что привело к образованию указанной недоимки.
Административный истец, выявив недоимку, направил административному ответчику требование, которое оставлено без удовлетворения.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит состоявшееся решение суда по делу отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Разрешая требования административного иска, суд пришёл к выводу, что имеются законные основания для взыскания с административного ответчика выявленной недоимки, а также сумм пени, поскольку доказательств добровольной их оплаты в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гуменшайнер В.Я. состоял на учёте в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России N ... по Санкт-Петербургу в период с "дата" по 28 марта 2016 года.
УПФР В Красносельском районе Санкт-Петербурга 2 марта 2016 года в адрес Гуменшайнера В.Я. выставлено требование N ... об уплате недоимки по страховым взносам за 2015 год и пени.
В данном требовании административному ответчику предложено в срок до 22 марта 2016 года оплатить недоимку по страховым взносам за 2015 год в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 18 610 рублей 80 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 650 рублей 58 копеек.
Кроме того, предложено оплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за 2015 год за период просрочки её уплаты с 1 января 2016 года по 2 марта 2016 года в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 423 рублей 9 копеек, в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 82 рублей 99 копеек (л.д.15-16).
Основаниями для взимания пеней, начисленных на страховые взносы, явилась справка N ... от 2 марта 2016 года, подтверждающая наличие у административного ответчика указанных сумм недоимки (л.д.17-18).
Согласно оттиску штемпеля отделения почтовой связи, данное требование направлено по месту жительства административного ответчика 10 марта 2016 года (л.д.27).
УПФР В Красносельском районе Санкт-Петербурга 19 мая 2016 года в адрес Гуменшайнера В.Я. выставлено требование N ... об уплате недоимки по страховым взносам за 2016 год и пени.
В данном требовании административному ответчику предложено в срок до 9 июня 2016 года оплатить недоимку по страховым взносам за 2016 год в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 4 683 рублей 2 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 918 рублей 59 копеек.
Кроме того, предложено оплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за 2016 год за период просрочки её уплаты с 13 апреля 2016 года по 19 мая 2016 года в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 63 рублей 59 копеек, в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 12 рублей 47 копеек (л.д.21-22).
Основаниями для взимания пеней, начисленных на страховые взносы, явилась справка N ... от 19 мая 2016 года, подтверждающая наличие у административного ответчика указанных сумм недоимки (л.д.23-24).
Согласно оттиску штемпеля отделения почтовой связи, данное требование направлено по месту жительства административного ответчика 26 мая 2016 года (л.д.28).
В связи с неисполнением административным ответчиком вышеуказанных требований пенсионного органа, 23 июля 2016 года УПФР В Красносельском районе Санкт-Петербурга направило мировому судье заявление о вынесении судебного приказа (л.д.6, 7).
Мировым судьёй судебного участка N ... Санкт-Петербурга 15 августа 2016 вынесен судебный приказ о взыскании с Гуменшайнера В.Я. указанных сумм недоимки за 2015-2016 годы и пеней.
Определением мирового судьи судебного участка N ... Санкт-Петербурга от 5 сентября 2016 года судебный приказ отменён в связи с поступившими возражениями Гуменшайнера В.Я. относительно размера суммы взыскания и наличия оснований предъявления указанной суммы к взысканию в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д.4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу статьи 16 Закона о страховых взносах расчёт сумм страховых взносов производится указанными плательщиками самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи, согласно которой в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
На основании части 1 статьи 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.
По смыслу части 1 статьи 25 данного Закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о страховых взносах заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В случае отмены судебного приказа, указанный в положениях части 2 статьи 21 Закона о страховых взносах, подлежит исчислению с даты, следующей за днём отмены судебного приказа.
Согласно части 9 статьи 21 Закона о страховых взносах положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судебный приказ о взыскании с должника Гуменшайнера В.Я. выше названных сумм отменён 5 сентября 2016 года.
Соответственно, последним днём подачи административного иска в суд являлось 6 марта 2017 года.
Настоящий административный иск пенсионный орган направил в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга 6 октября 2016 года (л.д.31), т.е. в установленный законом шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, пенсионным органом срок на обращение в суд за взысканием спорных денежных сумм не пропущен.
Проверив расчёт взыскиваемой недоимки по страховым взносам за 2015-2016 годы, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные тарифы страховых взносов, учтён соответствующий расчетный период.
Таким образом, расчёт административного истца является арифметически верным, обоснованным по праву.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2015 год в размере 22 261 рубля 38 копеек, а также за 2016 год в размере 5 601 рубля 61 копейки.
Проверяя решение суда в части обоснованности взысканных сумм пени, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 25 Закона о страховых взносах исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днём уплаты страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об исполнении Гуменшайнером В.Я. требований пенсионного органа в части оплаты пеней, начисленных на вышеуказанную недоимку, в материалы дела не представлено.
Расчёт суммы пени проверен судом первой инстанции, признан арифметически правильным, административным ответчиком не оспорен.
В таких обстоятельствах, административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Довод административного ответчика об его освобождении от уплаты страховых взносов, в связи с фактическим не ведением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, является ошибочным и основанным на неправильном толковании Закона о страховых взносах.
Данным нормативным правовым актом в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, не предусмотрено в качестве оснований для освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов указанное административным ответчиком обстоятельство.
Более того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только даёт ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к её осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
При таком положении гражданин, зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.
Деятельность Гуменшайнера В.Я. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 28 марта 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
При этом первоначально в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик был зарегистрирован Администрацией муниципального образования Старожиловского района Рязанской области 6 сентября 2001 года.
В связи с изменением места жительства и регистрацией 19 сентября 2007 года по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, "адрес", личное дело было передано из налогового органа по прежнему месту жительства в налоговый орган в Санкт-Петербург, в связи с чем 24 сентября 2014 года Межрайонной ИФНС России N ... по Санкт-Петербургу было принято решение о регистрации административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.
Каких-либо доказательств, что Гуменшайнер В.Я. обращался в налоговый орган по прежнему месту жительства о снятии его с учёта, в материалах дела не имеется.
Как пояснил административный ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с января 2006 года он фактически проживал в Санкт-Петербурге, где имел регистрацию по месту пребывания, и осуществлял свою предпринимательскую деятельность, в связи с чем 4 января 2006 года в налоговом органе в Санкт-Петербурге по месту фактического осуществления деятельности встал на учёт в качестве плательщика единого налога на вменённый доход, с которого был снят по личному заявлению 7 апреля 2009 года (л.д.95-96).
Вместе с тем, подача заявления о снятии с учёта в качестве плательщика ЕНВД в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности не свидетельствует о подаче заявления о прекращении предпринимательской деятельности в налоговый орган по месту регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
То обстоятельство, что налоговый орган по прежнему месту жительства административного ответчика в Рязанской области передал дело лишь в сентябре 2014 года, при том положении, что Гуменшайнер В.Я. изменил место жительство в сентябре 2007 года, не освобождает административного ответчика от обязанности уплаты страховых взносов за спорный период, поскольку доказательств обращения административного ответчика с заявлением о снятии с учёта в качестве индивидуального предпринимателя ранее 28 марта 2016 года суду не представлено.
Кроме того, соответствующие решения, действия (бездействие) налоговых органов не является предметом заявленного спора.
В таких обстоятельствах, требования административного иска обоснованно удовлетворены судом.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гумейшайнера В.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.