Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 04 мая 2017 г. по делу N 33-233/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Мартыненко Ю.А. и Андрусова В.А.,
при секретаре - Поляковой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда апелляционную жалобу представителя начальника Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского Тарасова А.В. и апелляционное представление военного прокурора Благовещенского гарнизона на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского о взыскании с бывшего курсанта Подколзина А.Ю. средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., объяснения представителей истца Тарасова А.В. и Бусько В.Д., заместителя военного прокурора Благовещенского гарнизона Смышляева А.Л. в поддержку доводов апелляционных жалобы и представления, а также ответчика Подколзина А.Ю. и его представителя Орлова Е.Б., возражавших против этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении искового заявления военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского" Министерства обороны РФ (г. Благовещенск) (далее - ДВОКУ) о взыскании с бывшего курсанта Подколзина А.Ю. средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, отказано.
Представитель начальника ДВОКУ Тарасов А.В. в своей апелляционной жалобе, а военный прокурор Благовещенского гарнизона в апелляционном представлении выражают несогласие с решением суда первой инстанции, просят его отменить и принять новое решение - об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы автор апелляционной жалобы подробно анализирует положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Обзора судебной практики рассмотрения военными судами дел о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, гражданами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы, утверждённого 24 июня 2015 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, приходит к выводу, что курсанты первого года обучения, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, обязаны возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, вне зависимости он того заключен им контракт или нет.
Тарасов А.В. считает, что положения пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" прямо устанавливают обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их подготовку, в том числе и при отказе таких граждан от заключения контракта. Поэтому то обстоятельство, что до заключения контракта ответчик в силу пункта 2 статьи 35 вышеназванного Федерального закона имел статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не может служить основанием для освобождения его от возмещения бюджетных средств, затраченных на его подготовку, поскольку по смыслу пункта 7 названной статьи такие затраты подлежат возмещению за весь период обучения, что также вытекает из положения закона о возмещении соответствующих средств гражданами, которые были отчислены из военных образовательных учреждений в связи с отказом заключить контракты о прохождении военной службы.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", продолжает далее Тарасов А.В., постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 утверждена "Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную) подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования", согласно пункту 7 которой расчет сумм, подлежащих возмещению гражданами, отчисленными из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, производится со дня зачисления в военно-учебное заведение.
Автор апелляционного представления в обоснование своей просьбы приводит доводы, в целом аналогичные доводам Тарасова А.В., и считает, что обязанность по возврату указанных денежных средств законодательно связана не с фактом заключения военнослужащим контакта, а с его виновным поведением, повлекшим причинение государству убытков.
Военный прокурор Благовещенского гарнизона также отмечает, что фактически на содержание Подколзина А.Ю. за период его обучения в ДВОКУ государством было затрачено вдвое больше средств, поскольку засчитано ему было в срок прохождения военной службы по призыву половина срока его обучения в училище, так как продолжительность военной службы во время обучения в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования производится из расчета два дня военной службы в указанной образовательной организации за один день военной службы по призыву (пункт 4 статьи 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Ввиду того, что граждане поступают на обучение в военные образовательные учреждения добровольно, в связи с чем законом и предусмотрено в случае их виновного поведения взыскание средств, затраченных на их обучение, тогда как прохождение военной службы по призыву является конституционной обязанностью граждан, которая реализуется ими за счет средств федерального бюджета.
Довод суда о том, что Подколзину А.Ю. не предлагали заключать контракт, по его мнению, какого-либо правового значения для разрешения иска не имеет, поскольку в суде первой инстанции было установлено, что ответчик отчислен из ДВОКУ по недисциплинированности.
Не согласен военный прокурор Благовещенского гарнизона и со ссылкой суда на решение суда, отраженное в обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2015 года, так как конкретные обстоятельства и доказательства, представленные по указанному в обзоре решению суда, не приведены, что не позволяет, по его мнению, сделать вывод о том, что настоящий и приведенный в обзоре гражданско-правовые споры идентичны и к настоящему гражданскому делу применима аналогия указанного в обзоре судебного решения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 года N Подколзин А.Ю. с 1 августа 2013 года зачислен на первый курс Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (филиал, г. Благовещенск) по военной специальности "Применение мотострелковых подразделений" с назначением на воинскую должность "курсант" и присвоением воинского звания "рядовой".
В соответствии с приказом начальника названного Военного учебно-научного центра от 24 июня 2014 года N 154 курсант филиала в г. Благовещенске Подколзин А.Ю. на основании решения учёного совета филиала отчислен из военно-учебного заведения за недисциплинированность, то есть до окончания первого курса, а в последующем на протяжении 8 месяцев проходил военную службы по призыву.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, если к моменту отчисления из указанных образовательных организаций они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 этого Федерального закона граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 утверждена "Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную) подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования".
Указанной Методикой установлен порядок исчисления размера подлежащих к возмещению средств, который включает в себя в качестве обязательного условия заключения контракта о прохождение военной службы, содержащего пункт о размере подлежащих возмещению средств.
Пунктом 1 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, и Приложением N 1 к данному Положению, предусмотрено, что в типовую форму контракта о прохождении военной службы включается условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, в случаях, предусмотренных Федеральным законом, с указанием размера подлежащих возмещению денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Положения граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Из содержания приведенных норм следует, что до заключения контракта о прохождении военной службы по достижении возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных организациях, военнослужащие исполняют обязанности военной службы по призыву, и, соответственно, не обязаны возмещать средства федерального бюджета, затраченные на их подготовку.
Поскольку на момент отчисления Подколзин А.Ю. не окончил первый курс военного учебного заведения и с ним не был заключен контракт о прохождении военной службы, судебная коллегия приходит к выводу, что гарнизонный военный суд правильно применил нормы материального права, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с истца средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Доводы авторов жалобы и представления об обязанности Подколзина А.Ю. возместить указанные расходы вне зависимости от того был ли заключен с ним контракт или нет, судебная коллегия признает необоснованными в силу того, что как Положением о порядке прохождения военной службы, так и вышеназванной Методикой предусмотрено возмещение этих затрат только при условии заключения контакта, содержащего в себе условия этого возмещения.
Обучение же граждан в военных образовательных учреждениях до заключения контракта отнесено к прохождению военной службы по призыву, исчисляемому из расчета два дня военной службы в военной образовательной организации за один день военной службы по призыву, то есть в меньшем размере, и вследствие чего затраты на её прохождение осуществляются исключительно за счет средств федерального бюджета, а не собственных средств граждан.
То обстоятельство, что пунктом 7 Методики предусмотрено производство расчета сумм, подлежащих возмещению гражданами, отчисленными из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт со дня зачисления в военно-учебное заведение на данный вывод не влияет, поскольку он не применим как таковой к той категории военнослужащих, к которой относился истец.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского о взыскании с Подколзина А.Ю. средств федерального бюджета, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица Тарасова А.В. и апелляционное представление военного прокурора Благовещенского гарнизона - без удовлетворения.
Согласовано:
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.