Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Фирулева М.В., поступившую в суд кассационной инстанции 12.01.2017 г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09.03.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.08.2016 г. по гражданскому делу по иску Фирулева М.В. к ФСИН России, УФСИН России по г. Москве о признании незаконными действия УФСИН по г. Москве, ФСИН России, признании незаконным решения Комиссии ФСИН России, обязании поставить на учёт для получения единовременной выплаты, обязании выплатить денежные средства,
Установил:
Фирулев М.В. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по г. Москве о признании незаконными действий УФСИН по г. Москве, признании незаконным решения Комиссии ФСИН России, обязании принять на учёт для получения единовременной выплаты, обязании выплатить денежные средства, ссылаясь на то, что он является сотрудником уголовно-исполнительной системы, общий стаж службы составил -, 08.09.2014 г. он обратился в Подкомиссию УФСИН России по г. Москве с заявлением о принятии его семьи на учёт в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решением Комиссии ФСИН России от 03.11.2015 г. ему было отказано в принятии на данный учёт в связи с ухудшением в 2012 г. жилищных условий, что в силу Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии на такой учёт, а также не предоставлением обязательных документов, предусмотренных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09.03.2016 г. постановлено:
В удовлетворении исковых требований Фирулева М.В. к ФСИН России, УФСИН России по г. Москве о признании действий УФСИН по г. Москве, ФСИН России незаконными, признании решения Комиссии ФСИН России незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной выплаты, обязании выплатить денежные средства - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.08.2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущено не было.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 4 данного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также членам их семей установлен Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369.
Согласно п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В силу п. 12 в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Также, согласно пп. з п. 5 названных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому, в том числе, прилагаются: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Судом установлено, что 08.09.2014 г. Фирулев М.В., - г.р., -обратился с рапортом о принятии его и членов его семьи, в составе четырёх человек, на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Выслуга лет в календарном исчислении истца по состоянию на 15.12.2015 г. составила -.
Фирулевым М.В. были представлены документы на состав семьи из 4-х человек: -.
Фирулев М.В. с супругой и старшей дочерью с 16.03.2011 г., младшая дочь с - г. и по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 15,4 кв.м, по адресу: -, принадлежащем на праве собственности Фирулеву М.В.
С 14.11.2008 г. по 16.03.2011 г. Фирулев М.В. и его дочери были постоянно зарегистрированы в принадлежащем ему жилом помещении общей площадью - кв.м. по адресу: -.
Согласно выписке из ЕГРП истец имел на праве общей долевой собственности 1/2 доли в праве квартиры общей площадью 36,5 кв.м. по адресу: -, право собственности прекращено 04.05.2012 г.
Кроме того, судом установлено, что супруга истца - Фирулева Н.В. с 08.07.2002 г. по 22.11.2005 г., с 29.03.2006 г. по 16.03.2011 г. была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью - кв.м, по адресу: -, принадлежащем на праве долевой собственности в размере 1/2 доли в праве матери Фирулевой Н.В. - Неугодниковой Е.А. Доля отчуждена в 2012 на основании договора купли-продажи. По данному адресу представлена копия домовой книги и архивная выписка из домовой книги, согласно которой на указанный период на жилой площади было постоянно зарегистрировано 4 человека.
Вместе с тем в нарушение пп. з п. 5 названных Правил Фирулевым М.В. не была приложена копия финансово-лицевого счета по указанному адресу.
Комиссией ФСИН России принято решение об отказе Фирулеву М.В. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 году, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, а именно в нарушение пп. "з", не была представлена копия финансового лицевого счета по адресу регистрации его супруги в период с 08.07.2002 г. по 22.11.2005 г., с 29.03.2006 г. по 16.03.2011 г. (-).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего жилищного законодательства, Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Фирулевым М.В. были совершены действия по отчуждению принадлежащего ему жилого помещения по адресу: -, повлекшие ухудшение жилищных условий, в связи с чем отказ Комиссии ФСИН России в принятии истца с семьей на учет для получения единовременной выплаты является правомерным.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель Фирулев М.В. ссылается на неправильное применение норм материального права, в связи с нарушением общего правила действия закона во времени, в частности, на ошибочность выводов судебных инстанций о том, что отчуждение в 2012 г. принадлежащего ему имущества, перешедшего по наследству, повлекло ухудшение жилищных прав, в связи с тем, что факт отчуждения такового имел место до принятия Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем приведённый довод не может повлечь возможность отмены принятых по делу судебных актов, поскольку основан на ином толковании норм материального права.
Согласно ст. 53 ЖК Российской Федерации, вступившего в силу 01.03.2005 г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпункт "з" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями ЖК Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, а также исходя из п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, решение ответчика об отказе в принятии на учет Фирулева М.В. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку доказательств, представленных по делу. Между тем юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных исковых требований Фирулева М.В. и подлежащих применению норм материального права являлось выяснение того, были ли его действия, связанные с отчуждением принадлежащего ему жилого помещения, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий.
На основании вышеприведённых норм материального прав, а также учитывая указанные обстоятельства, суд пришёл к выводу о том, что Фирулевым М.В. были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, которые повлекли состояние, требующее участие со стороны органов государственной власти в обеспечении Фирулева М.В. и членов его семьи другим жильём.
Изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений вступивших в законную силу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы Фирулева М.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09.03.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.08.2016 г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Л.В. Масленникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.