Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Шуваловой Е.А., поступившую 20 февраля 2017 года, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 26 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2017 года по делу по иску Шуваловой Е.А. к Московской городской Думе о взыскании задолженности по заработной плате, взыскании компенсации за задержку выплаты, взыскании компенсации морального вреда, обязании включить депутатскую деятельность в трудовой стаж, обязании заключить трудовой договор,
установил:
Шувалова Е.А. обратилась в суд с иском к Московской городской Думе, в котором, уточнив заявленные требования, просила взыскать с ответчика задолженность по выплате заработной платы за период осуществления депутатской деятельности в общем размере *** руб., компенсацию за задержку выплат в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб., обязать ответчика включить депутатскую деятельность в трудовой стаж и заключить трудовой договор. В обоснование заявленных требований Шувалова Е.А. указала, 14.09.2014 г. была избрана депутатом Московской городской Думы по 44 избирательному округу, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и п. "а" ч. 1 ст. 6.1 Закона г. Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы" была вынуждена уволится с федеральной государственной гражданской службы. С 18.09.2014 г. истица осуществляет депутатскую деятельность, которая является для нее основной деятельностью и осуществляется на постоянной основе, однако, денежное вознаграждение не выплачивается, в трудовой стаж указанная деятельность не засчитывается. При этом, по мнению Шуваловой Е.А., между сторонами фактически сложились трудовые правоотношения в соответствии со ст. 16 ТК РФ, между тем трудовой договор между сторонами не заключен.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 26 июля 2016 года в удовлетворении иска Шуваловой Е.А. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2017 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 26 июля 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шувалова Е.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с положениями ст. 6 Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" депутат Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
Председатель Думы, заместители Председателя Думы, а также по решению Думы руководители постоянных структурных подразделений Думы осуществляют свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе.
Депутат Думы, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата Думы, со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет полномочия депутата Думы без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Для депутата Думы, являющегося на день начала срока депутатских полномочий военнослужащим либо проходящего службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иных органах и учреждениях, установленных федеральным законодательством, военная служба или служба в указанных органах и учреждениях приостанавливаются в соответствии с федеральными законами на весь срок полномочий депутата Думы.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 6.1. названного Закона г. Москвы депутат Думы в течение срока своих полномочий не вправе быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 19 указанного Закона г. Москвы срок полномочий депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия депутата Думы - другая работа (должность). Ответственность за предоставление работы возлагается на Правительство Москвы.
Депутату Думы, работающему без отрыва от основной деятельности, на время участия в заседаниях Думы, комиссий, рабочих групп, фракций (иных депутатских объединений), в состав которых он входит, на время участия в депутатских слушаниях, выполнения поручений Думы, а также на время работы с избирателями гарантируется сохранение места работы (должности), но не более чем на шесть рабочих дней в месяц.
Согласно ст. 21 указанного Закона г. Москвы депутаты Думы, работающие на профессиональной постоянной основе, независимо от занимаемой в Думе должности получают одинаковое денежное вознаграждение в соответствии с Законом города Москвы "О государственных должностях города Москвы".
Депутаты Думы, работающие без отрыва от основной деятельности, не получают денежного вознаграждения за осуществление депутатской деятельности.
Денежное вознаграждение выплачивается депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, со дня оформления с ним трудовых отношений, но не ранее даты начала срока депутатских полномочий.
Индексация или повышение денежного вознаграждения депутатов Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, осуществляются в размерах и в сроки, предусматриваемые для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.
Финансирование расходов на обеспечение деятельности депутата Думы, в том числе в его избирательном округе, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
Судом первой инстанции установлено, что 24.10.2013 г. Шувалова Е.А. была принята на должность федеральной государственной гражданской службы помощника члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (***) по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, замещаемую по срочному служебному контракту.
14.09.2014 г. Шувалова Е.А. избрана депутатом Московской городской Думы по 44 избирательному округу.
Согласно записям в трудовой книжке, Шувалова Е.А. 17.09.2014 г. была освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с избранием депутатом Московской городской Думы шестого созыва на основании п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Шувалова Е.А. является депутатом, осуществляющим депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, в связи с чем в соответствии с ч. 1.1 ст. 21 Закона г. Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы" выплата ей денежного вознаграждения за осуществление депутатской деятельности не предусмотрена. При этом федеральное законодательство и законодательство города Москвы не предусматривают возможность произвольного принятия решения самими депутатами работать им на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, такое решение может приниматься только законодательным собранием в установленном порядке.
Также судом учтено, что истица, принимая решение об участии в выборах депутатов в Московскую городскую Думы, знала о необходимости прекращения федеральной государственной гражданской службы в случае избрания депутатом.
Кроме того, депутат Московской городской Думы, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника.
С учетом изложенного, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска Шуваловой Е.А. в полном объеме, указав на несостоятельность ссылок истицы на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.10.2010 г. N 19-П, Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 г. N 249-0, от 11.03.2005 г. N 72-0, от 11.05.2004 г. N 139-0, от 09.04.2002 г. N 162-0 и Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2002 г.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
При этом судебной коллегией учтено, что в соответствии с положениями ст. 1 Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" депутатом Московской городской Думы (далее - депутат Думы) является избранный в соответствии с законодательством о выборах представитель жителей города Москвы, осуществляющий в Московской городской Думе (далее - Дума) законодательные полномочия, а также иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.
Должность депутата Думы является государственной должностью города Москвы.
Преамбулой к названному Закону г. Москвы установлено, что права, обязанности и ответственность депутата Московской городской Думы и основные правовые и социальные гарантии определяются и устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом города Москвы.
Положениями п. 6 ст. 4 и п. 1 ст. ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" установлено, что число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации; условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Положениями ст. 6 Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" определено, что на профессиональной постоянной основе осуществляют свою деятельность
Председатель Думы, заместители Председателя Думы, а также по решению Думы руководители постоянных структурных подразделений Думы.
Таким образом, субъектам РФ предоставлено право на установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе в пределах, предусмотренных федеральным законом, и с учетом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа конкретного субъекта РФ, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов РФ в установлении системы образуемых ими органов государственной власти.
Также судебной коллегией учтено, что пунктом "а" части 1 ст. 6.1. Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" предусмотрен запрет депутатам Думы в течение срока своих полномочий быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1.1. ст. 6 указанного Закона г. Москвы предусмотрено, что депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Таким образом, депутаты Думы, осуществляющие свою деятельность не на профессиональной постоянной основе, вправе заниматься иной деятельностью (работой), за исключением случаев, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 6.1. Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы".
С учетом изложенного, судебная коллегия признала ссылки истицы на нарушение ее конституционных прав несостоятельными.
Судебная коллегия также указала, что в соответствии с положениями ст. 1 Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" депутатом Московской городской Думы (далее - депутат Думы) является избранный в соответствии с законодательством о выборах представитель жителей города Москвы, осуществляющий в Московской городской Думе (далее - Дума) законодательные полномочия, а также иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.
Должность депутата Думы является государственной должностью города Москвы, перечень которых в соответствии с положениями ст. 2.1. Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утверждается Президентом Российской Федерации, то есть деятельность депутата Думы основана на представлении интересов избирателей при осуществлении соответствующих полномочий и не связана с осуществлением трудовой функции, под которой в силу положений ст. ст. 15, 57 ТК РФ понимается выполнение работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2013 г. N 7-П.
Возможность включения периода осуществления депутатской деятельности в непрерывный трудовой стаж в соответствии с положениями ст. 19 Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" предусмотрена только для депутатов Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, к которым Шувалова Е.А. не относится.
Доводы Шуваловой Е.А. о том, что она фактически осуществляет депутатскую деятельность, отклонены судебной коллегией, поскольку истицей приведены формы депутатской деятельности и виды взаимоотношений депутата Думы с избирателями, предусмотренные ст.ст. 7, 8 Закона г. Москвы от 13.07.1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", которыми не определяется наличие статуса депутата работающего на профессиональной постоянной основе и осуществление которых не свидетельствуют о возникновении между сторонами трудовых правоотношений по приведенным выше основаниям.
Также судебная коллегия признала несостоятельными доводы истицы о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции допущен представитель ответчика, действующий на основании доверенности, выданной Аппаратом Московской городской Думы, а не самой Московской городской Думой, поскольку в силу п. 1 и п. 6 Раздела 1 и пп. "б" п. 4 Раздела 3 Положения об Аппарате Московской городской Думы, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 27.11.2002 г. N 325, Аппарат Московской городской Думы (далее - Аппарат) является постоянно действующим государственным органом, осуществляющим организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, материально-техническое, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности постоянно действующего высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы - Московской городской Думы. Аппарат от имени Думы осуществляет права юридического лица, использует гербовую печать Московской городской Думы. Руководитель Аппарата без доверенности представляет Думу в отношениях с государственными органами, организациями и гражданами, выдает доверенности на осуществление действий от имени Аппарата, а также на представление и защиту интересов Думы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иных выводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанции, направлены на оспаривание их выводов, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Шуваловой Е.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 26 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2017 года по делу по иску Шуваловой Е.А. к Московской городской Думе о взыскании задолженности по заработной плате, взыскании компенсации за задержку выплаты, взыскании компенсации морального вреда, обязании включить депутатскую деятельность в трудовой стаж, обязании заключить трудовой договор для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.