Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Кремнева Д.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., подписанную его представителем Дружининым К.А., поступившую в суд кассационной инстанции 24 марта 2017 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 05 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 января 2017 года по гражданскому делу по иску Кремнева Д.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., к Департаменту образования города Москвы об обязании обеспечить свободным местом в дошкольной образовательной организации и направить в дошкольное образовательное учреждение,
установил:
Кремнев Д.Н., действующий в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., обратился в суд с иском к Департаменту образования города Москвы об обязании обеспечить свободным местом в дошкольной образовательной организации и направить в дошкольное образовательное учреждение, ссылаясь на нарушение своих прав своего несовершеннолетнего ребенка по вине ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 05 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных Кремневым Д.Н., действующим в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 января 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Кремнев Д.Н., действующий в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что 25 января 2013 года посредством электронной заявки о зачислении сына Кремнева Д.Н. - Кремнева С.Д. заявление с номером ***принято к рассмотрению, желаемая дата поступления указана 2015/2016 год, желаемые образовательные учреждения указаны - ГБОУ школа N438, дополнительное - ГБОУ Гимназия N1525, ГБОУ Школа N463; на момент рассмотрения настоящего гражданского дела местом в дошкольном образовательном учреждении ребенок не обеспечен; из справок Департамента образования города Москвы следует, что дошкольные отделения укомплектованы полностью, свободных мест нет.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Кремнев Д.Н., действующий в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., исходил из того, что поскольку он зарегистрировал заявление о предоставлении места в дошкольном учреждении своему сыну в 2014 году в электронном реестре АИС "Зачисление в ДОУ", но до настоящего времени место не предоставлено, то данными действиями нарушено право несовершеннолетнего ребенка на общедоступность бесплатного дошкольного образования.
Рассматривая данное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кремневым Д.Н., действующим в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; согласно ст. 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые; в соответствии со ст. 67 названного Закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев; правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация; в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест; согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время; в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; с 07 ноября 2013 года действуют утвержденные Департаментом образования города Москва Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (далее - Временные правила); в соответствии с разделом 7 Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет следующих приоритетов: - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3 лет жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 8 месяцев жителей города Москвы,- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев жителей города Москвы,- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет, родители которых проходят службу в государственных органах и зарегистрированы по месту пребывания на территории города Москвы (Вооруженные силы, полиция, прокуратура, Следственный комитет и др.); - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка; свободные места в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, расположенных на территории Южного административного округа города Москвы отсутствуют; Департамент образования города Москвы не отказывал истцу в предоставлении свободного места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку в испрашиваемых истцами дошкольных учреждениях такие места отсутствуют; реализация Кремневым Д.Н. конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее Кремнева Д.Н. в том числе, имеющих право на внеочередное обеспечение местами в детских садах, на льготных условиях; между тем, предоставление места в детском саду ребенку истца повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, что следует из номера очереди; само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца; тем самым, непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее; кроме того, временными правилами не предусмотрены сроки предоставления мест в дошкольном образовательном учреждении; таким образом, в удовлетворении заявленных Кремневым Д.Н., действующим в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., исковых требований должно быть отказано.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Кремнева Д.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Кремнева Д.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., на решение Мещанского районного суда города Москвы от 05 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 января 2017 года по гражданскому делу по иску Кремнева Д.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего Кремнева С.Д., к Департаменту образования города Москвы об обязании обеспечить свободным местом в дошкольной образовательной организации и направить в дошкольное образовательное учреждение - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.