20 апреля 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Канивец Т.В., при секретаре Петровой М.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О. С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 06 сентября 2016 года, которым постановлено:
- Исковые требования Михайловой И.Л. к Департаменту городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы) о признании распоряжения недействительным удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от _. "Об отказе в признании малоимущими в целях установленных частью 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Возложить на Департамент городского имущества города Москвы обязанность повторно рассмотреть заявление Михайловой И.Л. о признании малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающейся в жилых помещениях,
установила:
Михайлова И. Л. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения недействительным, в обосновании требований указала, что проживает в трехкомнатной коммунальной квартире, в которой занимает одну комнату жилой площадью _ года, в связи с освобождением двух других комнат, истцом подано заявление с необходимыми документами о признании малоимущей в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. _ года истцом получено письмо от Департамента городского имущества N _. г. об отказе в признании малоимущей в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ.
Истец и представитель истца, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просили признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N _. г. об отказе в признании малоимущей в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ.
Представитель ответчика, в судебное заседание явился, исковые требования не признал по мотивам представленных в письменном виде возражений.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ДГИ г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав Михайлову И.Л., полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного представителя ДГИ г. Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего закона и представленными доказательствами.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно сослался на положения ч.1, 2 ст. 59 ЖК РФ, в соответствии, с которой освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ (п. 3 и 7 ст. 13 ЖК РФ).
Законом г. Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержден Порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 3 статьи 52 ЖК РФ, установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Из материалов дела следует, что Михайлова Ирина Леонидовна зарегистрирована и проживает в комнате, площадью жилого помещения _ кв.м., жилой площадью _ кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: _.. Данная площадь принадлежит ей на праве собственности на основании договора передачи от _.
Данные обстоятельства подтверждаются единым жилищным документом от _ г., карточкой учета.
_. года, в связи с освобождением двух других комнат, истцом было подано заявление с необходимыми документами о признании малоимущей в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N _. г. истцу отказано в признании малоимущей в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и с ч. 2 статьи 8 Закона города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". В обосновании указанного распоряжения было указано, что Михайлова И.Л. занимает жилую площадь более учетной нормы и не может быть признана малоимущей в целях установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ.
Согласно ст. 2 Закона г. Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
В силу ст. 4 вышеуказанного Закона, расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими . Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона, отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
В ходе рассмотрения дела, истцом был представлен расчет совокупного дохода и определения стоимости имущества в соответствии с методикой (приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 06.06.2006 г. N362-ПП), с указание на то, что совокупный доход составляет значительно ниже суммы, указанной в оспариваемом распоряжении.
Ответчиком доказательств в опровержение вышеуказанных доводов не представлено.
Оснований не доверять указанным объяснениям у суда не имелось.
Судом удовлетворено ходатайство Михайловой И.Л. об отказе от части исковых требований, а именно: о признании Михайловой И.Л. малоимущей, в целях установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, признании Михайловой И.Л. нуждающейся в жилых помещениях, в этой части производство было прекращено.
Михайлова И.Л. просила признать распоряжение от _ незаконным, что подтверждается определением суда от _ г.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ст. ст. 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд правильно указал, что в нарушении требований закона ответчик не представ бесспорных и достаточных доказательств в подтверждение законности распоряжения N _ г. и дохода Михайловой И.Л. в расчетный период в размере _, а судом в ходе рассмотрения дела не добыто.
Разрешая заявленные исковые требования, суд пришел к обоснованному выводу о законности заявленных Михайловой И.Л. требований и правомерно удовлетворил их.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения. Суд надлежащим образом проверил доводы сторон, и дал им правовую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона, подлежащего применению к данным правоотношениям, и подтверждаются доказательствами, которым дана оценка согласно положениям ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правовая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 06 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционная жалоба представителя Департамента городского имущества гор. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.