Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мухортых Е.Н..
судей Исюк И.В., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Травиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Евлоева А.Ю. по доверенности Федулова Г.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 ноября 2016 года, которым постановлено:
отказать Евлоеву Амерхану Юнусовичу в удовлетворении исковых требований к ФСИН России о признании решения незаконным, постановке на учет,
установила:
Евлоев А.Ю. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения Комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее-ЕСВ), о понуждении к постановке на учет.
В обоснование заявленных требований указал, что, имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет для получения ЕСВ. Решением комиссии ФСИН России в этом было отказано со ссылкой на совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете. Однако, таких действий совершено не было, в связи с чем данный отказ является незаконным.
Представитель истца Евлоева А.Ю. по доверенности Федулов Г.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ФСИН России по доверенности Куц А.С. в судебное заседание суда первой инстанции явился, в удовлетворении иска просил отказать по доводам письменных возражений.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит представитель истца Евлоева А.Ю. по доверенности Федулов Г.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Евлоева А.Ю. по доверенности Федулова Г.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФСИН России по доверенности Мелихова И.Ю., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЭ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона, пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила), единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правилами (п. 5) предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу п. 6 Правил копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременно выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления (п. 10.1 и 10.2 порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496).
При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, они возвращаются их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Как усматривается из материалов дела, 20.01.2014 Евлоев А.Ю., *****г.р. капитан внутренней службы, оперуполномоченный штурмового отделеия отдела специального назначения УФСИН России по г. Москве, составом семьи 6 человек (он - 1973 г.р., супруга - Евлоева (Евкурова) З.Т., ******г.р. (брак зарегистрирован******), сын - Евлоев У.А., ******г.р., дочь - Евлоева М.А., *******г.р., дочь - Евлоева М.А., ******г.р., дочь - Евлоева Р.А., **************г.р.) обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Документы Евлоева А.Ю. были проверены и направлены во ФСИН России для принятия решения в соответствии с приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" (далее - Приказ N 496), который в настоящий момент утратил силу, но действовал на момент подачи заявителем документов.
Установлено, что истец и члены его семьи с 07.03.2012 по 07.02.2017 временно зарегистрированы по адресу: г. Москва, ул. Нарвская, 15 А. Жилым помещением не обеспечивались, финансовый счет и домовая книга не ведутся.
Евлоев А.Ю. и члены его семьи, проживая в г. Москве, получают компенсацию за наем жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2016 г. N 894.
Истец до 2003 года, с ********* по ************его супруга с *********по **********были зарегистрированы по адресу: Республика Ингушетия, с. Яндаре, ул. Султынова, д. 61, в жилом доме общей площадью *********кв.м., принадлежащем на праве собственности Евлову М.-Б.Ю. По адресу зарегистрировано 7 человек.
Ранее Евлоев А.Ю. с *********по ********* был постоянно зарегистрирован по адресу: *********************Данное жилое помещение общей площадью *****кв.м. принадлежало Евлоеву А.Ю. на праве собственности с 12.09.2006 до 10.01.2012.
Супруга заявителя - Евлоева (Евкурова) З.Т. с ************постоянно зарегистрирована по адресу: Республика Ингушетия, с.п. Кантышево, ул. Базоркина, д. 13 (в настоящее время ул. И.М. Албакова, д. 13) в жилом помещении общей площадью 53 кв.м. (в выписке лицевого счета N ******указана общая площадь жилого дома - ****** кв.м., жилая -********кв.м.), принадлежащем матери супруги заявителя - Евкуровой Л.Х.
Решением Нарзановского районного суда Республики Ингушетия от 05.12.2014 супруга заявителя признана утратившей право пользования жилым помещением по данному адресу. Решение вступило в законную силу 13.01.2015.
Решением комиссии ФСИН России от 15.12.2015, оформленным протоколом N 85, Евлоеву А.Ю. отказано в постановке на учет в связи с п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила) в связи с ухудшением жилищных условий, а также в связи с отсутствием необходимых документов, предусмотренных п. 5 Правил.
При этом, комиссией принято во внимание, что до 10.01.2012 Евлоеву А.Ю. принадлежащего на праве собственности жилое помещение по адресу: Республика*****************, которое им отчуждено, тем самым совершены действия по ухудшению жилищных условий.
Также комиссия учла, что кроме копии решения Нарзановского районного суда Республики Ингушетия от 05.12.2014, никаких документов, подтверждающих снятие с регистрационного учета супруги заявителя по месту жительства, представлено не было.
Разрешая спор по существу, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. п. 5, 9, 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом принято во внимание, что обжалуемое решение комиссии соответствует положениям действующего законодательства, регулирующим вопросы предоставления сотрудникам внутренних дел единовременной социальной выплаты, нормам Жилищного кодекса РФ, а также фактическим обстоятельствам. Евлоев А.Ю. ухудшил свои жилищные условия в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, а также комиссии не было предоставлено полного перечня документов для оценки условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии ФСИН России от 15.12.2015 об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие уведомления о наличии недостатков в представленном заявителем в территориальную подкомиссию УФСИН России комплекте документов представляется несостоятельным, поскольку в соответствии с п.п. 10.1 и 10.2 "Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством, РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе: функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудника и граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты. При этом, данные полномочия даны территориальной подкомиссии на предмет проверки соответствия данных сведений перечню, определенному в Правила, а не на проверку содержания данных документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России.
Довод апелляционной жалобы о том, что отчуждение Евлоевым А.Ю. в 2012 году жилого помещения не повлияло на решение Головинского районного суда г. Москвы от 07.12.2012 о восстановлении и принятии заявления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может быть принят во внимание, поскольку данное судебное постановление истцом суду первой и апелляционной инстанций представлено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку были предметом проверки в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными в силу несоответствия фактическим обстоятельствам и неправильного толкования норм материального права, нашли правильную оценку в судебном решении.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, исследованным в судебном заседании.
Решение постановлено в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Таким образом, оснований для отмены решения суда коллегия не находит.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Евлоева А.Ю. по доверенности Федулова Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.