Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Зыбелевой Т.Д., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре З..,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе И.А.Н. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 14.09.2016 г., по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований И.А.Н. к Военному комиссариату Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и обязании назначить пенсию за выслугу лет, - отказать полностью,
установила:
И.А.Н. обратился с иском к начальнику Центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и обязании назначить пенсию за выслугу лет, впоследствии определением судьи от 15 июня 2016 года по ходатайству истца по делу была произведена замена ответчика на Военный комиссариат Московской области.
Уточнив требования, просил признать незаконным отказ военного комиссариата Московской области, выраженный в письме-ответе начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области N 6319 от 02 ноября 2015 года, в назначении пенсии за выслугу лет с 27 сентября 2011 года, и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет с 27 сентября 2011 года по 30 августа 2014 года. В обоснование иска указал, что проходил контрактную военную службу на различных воинских должностях с 1 августа 1984 года. С 9 июня 2004 года и по 28 декабря 2009 года занимал должность начальника 210 военного (продовольственного) склада, дислоцировавшегося в городе Владимире, являясь командиром отдельной воинской части Московского военного округа. В соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 23.03.2009 года N Д-32 дсп "Об организации мероприятий, проводимых в соединениях, воинских частях и организациях Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации в 2009 году", приказом Командующего войсками Московского военного округа от 30.09.2009 года N 326 "О сформировании 3783 комплексной базы материально-технического обеспечения Московского военного округа) и расформировании частей и организаций Тыла округа в 2009 году", приказом Командующего войсками Московского военного округа от 11.11.2009 года N 384 "О порядке сформирования 3783 комплексной базы материально-технического обеспечения Московского военного округа" 210 военный (продовольственный) склад 2-го разряда Московского военного округа был ликвидирован.
В соответствии с приказом Командующего войсками Московского военного округа (по личному составу) N 435 от 16 сентября 2009 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас. В дальнейшем был исключен из списков личного состава 210 военного склада. 27 сентября 2012 года он обратился на имя начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам
Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет (25 лет) в установленном действующим законодательством размере и порядке. 31 августа 2015 года истец повторно подал заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет, которое было принято отделом военного комиссариата Московской области по г. Одинцово и Одинцовскому району. В соответствии с этим заявлением военная пенсия истцу была назначена с 31 августа 2014 года в соответствии со ст. 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". При подаче этого повторного заявления военкомат не потребовал дополнительных документов. 22 октября 2015 года истец обратился с письменным заявлением о выплате пенсии за предыдущие периоды, то есть с 27 сентября 2011 года, на которое 02 ноября 2015 года был дан ответ об отказе в назначении пенсии за выслугу лет с 27 сентября 2011 года, в связи с несвоевременным обращением о назначении пенсии (31 августа 2015 года), что позволяет назначить пенсию с момента возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, то есть с 31 августа 2014 года. Истец полагает указанный отказ военного комиссариата Московской области в назначении пенсии за выслугу лет с 27 сентября 2011 года незаконным и необоснованным, поскольку первоначально им был подан рапорт о назначении пенсии 27 сентября 2012 года.
Истец И.А.Н., его представитель в суд явились, исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, иск просили удовлетворить, представитель ответчика по доверенности Н.А.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам письменных возражений на иск и дополнений к ним, согласно которым в период с 2012 по сентябрь 2015 года письменных обращений от И.А.Н., либо от уполномоченных им лиц по вопросу назначения, выплаты пенсии, содействия в розыске необходимых документов в Военный комиссариат Московской области не поступало.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит по доводам апелляционной жалобы истец И.А.Н.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца и его представителя Д.М.Г., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Н.А.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установил суд, истец проходил контрактную военную службу на различных воинских должностях с 1 августа 1984 года, С 9 июня 2004 года и по 28 декабря 2009 года занимал должность начальника 210 военного (продовольственного) склада, дислоцировавшегося в городе Владимире, являясь командиром отдельной воинской части Московского военного округа, в соответствии с приказом N 435 от 16 сентября 2009 года в связи с организационно-штатными мероприятиями И.А.Н. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, исключен из списков личного состава 210 военного склада.
19 сентября 2012 года (исх.N284408) из Центра социального обеспечения Военного комиссариата Московской области в адрес Военного комиссара г. Одинцово Московской области направлено письмо о нахождении личного дела майора И.А.Н. в Военном комиссариате Московской области и необходимости проверить право на пенсию и в срок до 19 октября 2012 года предоставить документы или сообщить о причине непредставления документов для назначения пенсии.
Как усматривается из материалов дела, 27 сентября 2012 года истец обратился в военный комиссариат Московской области по городам Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (л.д. 10-11), указанное заявление зарегистрировано в Книге учета заявлений пенсионеров ОВК МО по городам Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и и Краснознаменскому району за N 287, передано для исполнения в Военный комиссариат Московской области по реестру.
Согласно представленной суду ответчиком справке от 01.09.2016 года N п/666, майор И.А.Н., согласно приказа командующего войсками Московского округа от 16.09.2009 года N 435, уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и 30 ноября 2009 года исключен из списков 210 Военного склада (архивная справка от 03 апреля 2015 года). В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ от 28.03.1998 года N 58 "О воинской обязанности и военной службе" при исключении граждан из списков личного состава в/ч в связи с их увольнением в запас они должны явиться в двухнедельный срок с предписанием в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Между тем, И.А.Н. по состоянию на 01.09.2016 года на воинском учете ОВК МО по г. Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовскому району не состоит, за оформлением пенсии за выслугу лет своевременно не обратился. Согласно распоряжению начальника ЦСО от 19 сентября 2012 года, майор И.А.Н. был приглашен в пенсионное отделение ВК МО для оформления документов на пенсию за выслугу лет. Его заявление с пакетом документов было отправлено в ЦСО 27 сентября 2012 г. исх. N 287. В связи с отсутствием в первом экземпляре личного дела выписок из приказа об увольнении с военной службы заявление для назначения пенсии было возвращено в Одинцовский военкомат, о чем на служебном приеме в октябре 2012 года было сообщено И.А.Н. Будучи начальником 210 военного склада, И.А.Н. сам занимался его расформированием. Ему было предложено срочно предоставить в пенсионное отделение выписки из приказа, с этим предложением он согласился на приеме у начальника пенсионного отделения. Согласно ст. 54 ФЗ РФ N 4468 от 12.02.1993 года им в течение трех месяцев выписки из приказов об увольнении не были представлены, поэтому его заявление о назначении пенсии от 27 сентября 2012 года не было реализовано. Выписки из приказов по запросам отдела военного комиссариата поступили из архивов 23 апреля 2015 года. В соответствии с приказом МО РФ от 26 июля 1997 года N 033 "Об утверждении перечня документов со сроками их хранения" в отделе военного комиссариата разработана номенклатура дел, согласно которой срок хранения дел по переписке по пенсионному обеспечению, по письмам, жалобам и заявлениям (дело 85-86) установлен 3 года, реестров - 1 год. Подтвердить документально прохождение документов по назначению пенсии И.А.Н. не представляется возможным. Дела по переписке по пенсионному обеспечению и реестры за 2012 год уничтожены.
Материалами дела подтверждено, что 10 июня 2014 г. из ОВК МО по г. Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовскому району в адрес И.А.Н. направлено письмо о необходимости прибыть в отдел для постановки на воинский учет в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе"
26 августа 2016 г. из ОВК МО по г. Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовскому району в адрес И.А.Н. направлено письмо о необходимости прибыть в отдел для решения вопроса о выдаче пенсионного удостоверения, постановки на воинский учет в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".
31 августа 2015 года истец повторно обратился с заявлением в военный комиссариата Московской области по г. Одинцово и Одинцовскому району.
Истцу была назначена пенсия с 31 августа 2014 года в соответствии со ст. 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
22 октября 2015 года истец обратился с письменным заявлением о выплате пенсии за предыдущие периоды, то есть с 27 сентября 2011 года.
В ответе от 02 ноября 2015 года N 6319, ответчиком было указано истцу, что ему назначена и выплачивается пенсия в соответствии Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Поскольку заявление о назначении пенсии было принято 31 августа 2015 года, то согласно ст. 53 указанного Закона пенсия истцу назначена с 31 августа 2014 г. правильно и оснований для доплаты за предыдущие периоды не имеется (л.д. 14).
Отказывая И.А.Н. в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил того, что, в силу ст. 54 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при несвоевременном обращении, пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Разрешая спор, суд обоснованно учел доводы ответчика, основанные на объяснении истца от 10 сентября 2015 г., направленном на имя начальника ЦСО ВК МО по вопросу не обращения за пенсией с 2009 года, согласно которым, истец обратился в Отдел военкомата в г. Одинцово в сентября 2012 года, на приеме ему пояснили о необходимости предоставления документов (выписки из приказа КВО об исключении из списков части и округа, предписание о постановке на учет в Военный комиссариат г. Одинцово), далее он обратился с письмом к Командующему войсками Западного военного округа (отправлено 17.11.2014 г.), ответ на которое получил в 2015 года.
Суд на основании совокупности исследованных доказательств обоснованно не усмотрел виновных действий со стороны ответчика в не назначении истцу пенсии с 27 сентября 2011 года, поскольку данное право истца на 27 сентября 2012 года не могло быть реализовано ввиду отсутствия надлежащих документов, с учетом положений ст. 54 ФЗ РФ Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Сам истец согласился с предложением ответчика представить дополнительные документы, что подтверждается фактами его обращения с письмом к Командующему войсками Западного военного округа (отправлено 17.11.2014 г.), повторной подачи заявления о назначении пенсии с полным пакетом документов 31 августа 2015 года.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к объективному к выводу о том, что ответчиком правомерно назначена пенсия И.А.Н. с 31 августа2014 года по заявлению истца от 31 августа 2015 года, с выплатой за предыдущие 12 месяцев. Соответственно, отказ начальника Центра Социального обеспечения Военного комиссариата Московской области в назначении пенсии с 27 сентября 2011 г. основан на действующем законодательстве.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, регулирующего вопросы назначения пенсии военнослужащим.
Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны его позиции в суде первой инстанции, данные доводы сводятся к иному толкованию норм материального права, с которым коллегия согласиться не может.
Ввиду изложенного, в удовлетворении апелляционной жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 14.09.2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу И.А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.