18 апреля 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
судей Дубинской В.К., Удова Б.В.,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Государственному унитарному предприятию " Московский метрополитен" о компенсации морального вреда отказать.
установила:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику ГУП "Московский метрополитен" о компенсации морального вреда в размере сумма за нарушение прав потребителя за период с дата по дата.
Свои требования мотивировала тем, что она ежедневно пользуется услугами ответчика и не один раз, оплату проезда производит в соответствии с действующими тарифами. В летние месяцы дата (июнь-июль-август) при проезде ею, истцом, было выявлено, что ответчик оказывает услуги ненадлежащего качества, нарушает установленные температурные нормы (превышая установленные нормы). Системы кондиционирования в вагонах или не были включены, или не работали, температура воздуха в вагонах превышала допустимую норму на 5 и более градусов. О том, что температурные показатели на перронах станциях и в подвижном составе (в вагонах) превышали допустимые нормы, ответчик пассажиров не предупреждал. Истец неоднократно оставляла обращения по этому поводу в книгах жалоб, однако, ни на одно обращение ответ не поступил. В связи с данными нарушениями истец обратилась через сайт в органы Роспотребнадзора, на что был дан ответ о том, что специалистами Управления в июне-августе дата были проведены замеры параметров микроклимата с привлечением специалистов Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" на метрополитене, в ходе которых было установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации метрополитена в части превышения значений температуры воздуха в пассажирских помещениях. В связи с выявленными нарушениями, юридическое и должностное лицо ГУП "Московский метрополитен" привлечены к административной ответственности в виде штрафа по ст. 6.4 КоАП РФ. Допуская оказание услуг ненадлежащего качества, ответчик не снижал при этом стоимость проезда. Кроме того, как указано в средствах массовой информации, ответчик не планирует предпринимать дополнительных мер по борьбе с жарой и духотой на станциях в виде отсутствия технической возможности, то есть ответчик осознает, что оказывает услуги ненадлежащего качества, нарушает права потребителей, но при этом не собирается предпринимать каких-либо мер. Для истца, как для человека, страдающего хроническим заболеванием легких, очень важен температурный режим. В виду того, что показатели температурного режима были превышены, истцу приходилось в пути следования делать неоднократные пересадки (выходить на перрон, после небольшого перерыва вновь садится в вагон), что в свою очередь увеличило время пребывания в пути. Истец считает, что ответчик оказывал услуги ненадлежащего качества, что нарушило права истца.
Истец фио в судебном заседании исковые требования подержала.
Представители ответчика ГУП "Московский метрополитен" по доверенности фио, фио в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд постановил вышеуказанное решение , которое фио просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права , выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, вина ответчика доказана материалами дела.
Изучив материалы дела, выслушав фио, представителя ГУП " Московский метрополитен" по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу , судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу п.1 ст.789 ГК РФ перевозка , осуществляемая коммерческой организацией , признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона и иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения , а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу ; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд , а при сдаче багажа и за провоз багажа . Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
П.п.1 и 2 ст.790 ГК РФ предусмотрено, что за перевозку грузов , пассажиров и багажа взимается провозная плата , установленная соглашение сторон , если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами . Плата за перевозку грузов , пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов , утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Ст.13 Закона РФ " О защите прав потребителей" предусмотрено, что за нарушение прав потребителей изготовитель ( исполнитель , продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель , импортер) несет ответственность , предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст.15 Закона РФ " О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем ( исполнителем, продавцом , уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем , импортером) прав потребителя , предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации , регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно пунктам 5.8.2.8 и 5.8.2.10 СНиП телефон "СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003", утв. Приказом Минрегиона России от дата N 264, для вентиляции тоннелей соединительных веток допускается забирать воздух с поверхности земли или из перегонных тоннелей; Устройства тоннельной вентиляции (УТВ) должны обеспечивать нормативные микроклиматические условия в пассажирских помещениях согласно 5.17, при этом необходимо принимать следующие расчетные параметры микроклимата в обслуживаемых сооружениях и помещениях в теплый период года:
а) температуру воздуха в платформенных и кассовых залах станций и коридорах между станциями, не выше:
1) 28 °С - для городов с расчетными температурами наружного воздуха по параметру А 24 °С и менее;
2) 30 °С - для городов с расчетными температурами наружного воздуха по параметру А более 24 °С;
При этом, необеспеченность указанных параметров должна составлять не более 700 ч времени работы в течение года.
В соответствии с п. 3.1.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от дата N ПО (ред. от дата) "О введении в действие "Санитарных правил эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03" (вместе с "СП 2.5.телефон. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ дата), В пассажирских помещениях станций должны быть обеспечены следующие параметры микроклимата (за исключением открытых наземных платформ и переходов): в теплый период года (среднесуточная температура наружного воздуха выше +10 град. С) температура воздуха - от +18 до 28 град. С, относительная влажность воздуха - от 15 до 75%, скорость движения воздуха - от 0,5 до 2,0 м/с; допускаются перепады температуры воздуха по высоте (до 2-х м от пола) не более 3 град. С, по горизонтали (в противоположных концах помещений) - не более 4 град. С в пределах нормируемых значений температур воздуха.
Системами кондиционирования оборудован парк новых вагонов, эксплуатируемый на Кольцевой, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской (100%), Арбатско-Покровской (42%), Бутовской (33%) и Таганско-Краснопресненской (26% от общего числа вагонов) линиях.
Климатические установки подают в салон вагона очищенный наружный воздух, в зависимости от температура в салоне вагона: охлажденный - в режиме кондиционирования, равный температуре воздуха за бортом вагона - в режиме вентиляции, или подогретый в режиме отопления.
Заводом-изготовителем вагонов ОАО "Метровагонмаш" предусмотрена работа климатических установок в автоматическом режиме, в зависимости от окружающей температуры без возможности регулировки температурного режима.
В случае отсутствия климатических установок на эксплуатируемых составах, вентиляция салона в вагонах естественная, осуществляется через специальные воздухозаборные устройства, установленные на крыше вагона. Данная система вентиляции работает только при движении поезда в любом направлении. Количество подаваемого воздуха в салон зависит от скорости движения вагона, а температура подаваемого воздуха в салон равна температуре окружающей среды. Часть вагонов оборудована принудительной вентиляцией, которая подает в салон вагона наружный воздух температурой равной температуре воздуха за бортом вагона.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.5.телефон (п. З.2.2.), в салонах вагонов (при естественной вентиляции) допустимые параметры микроклимата: в теплый период года (среднесуточная температура наружного воздуха выше +10 град. С) температура воздуха - на 3 град. С выше температуры окружающего воздуха, относительная влажность воздуха - не нормируется, скорость движения воздуха - не нормируется; параметры микроклимата в вагонах с принудительной вентиляцией и системой кондиционирования не нормируются.
Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как видно из постановлений N 930 и 931 о назначении административного наказания должностному лицу и юридическому лицу от дата Управления Роспотребнадзора по городу Москве , в период с 01 по дата согласно Распоряжению от дата N 02-20-00383 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГУП "Московский метрополитен". дата с 10 часов по 13 часов были проведены измерения параметров микроклимата (температуры воздуха) в пассажирских помещениях станций "Парк культуры", "Кропоткинская", Библиотека им. Ленина", "Охотный ряд", "Чистые пруды", "Красные ворота", "Лубянка", "Комсомольская" Сокольнической линии ГУП "Московский метрополитен". дата в 13 часов было установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, а именно: согласно экспертному заключению Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" на метрополитене N 45-04-03/191 от дата на момент проведения измерений дата измеренные параметры микроклимата (температуры воздуха) в пассажирских помещениях (на платформах станций "Парк культуры", "Кропоткинская", Библиотека им. Ленина", "Охотный ряд", "Чистые пруды", "Красные ворота", Сокольнической линии ГУП "Московский метрополитен") в теплый период года не отвечают требованиям санитарных правил.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец указала, что в летние месяцы дата (июнь -август) при проезде в метрополитене ею было выявлено, что ответчик оказывает услуги ненадлежащего качества, а именно, имеет место превышение установленных температурных норм . Системы кондиционирования в вагонах или не были включены, или не работали, поскольку температура воздуха в вагонах превышала допустимую на 5 и более градусов. О том, что температурные показатели на перронах станциях и в подвижном составе (в вагонах) превышали допустимые нормы, ответчик пассажиров не предупреждал. Истец неоднократно оставляла обращения по этому поводу в книгах жалоб, указывала адрес электронной почты для ответа, ни на одно обращение ответ истцу не поступил. Для истца, как для человека, страдающего хроническим заболеванием легких, очень важен температурный режим. В виду того, что показатели температурного режима были превышены, истцу приходилось в пути следования делать неоднократные пересадки (выходить на перрон, после небольшого перерыва вновь садится в вагон), что в свою очередь увеличило время пребывания в пути.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо виновных, в том числе умышленных действий по нарушению прав истца ответчиком допущено не было, доказательств причинения действиями ответчика физических и нравственных страданий истцу, не представлено.
Доводы истца о том, что она страдает хроническим заболеванием легких, и ей очень важен температурный режим, ничем не подтвержден.
В обосновании заявленных требований в части пользования услугами ответчика в указанный в исковых требованиях период истцом представлены карты "Тройка" N 008 189262, N 0005 547277, N 0010 053791 ГУП "Московский метрополитен".
Согласно материалам служебной проверки представлен список проходов по указанным картам, по которым в спорный период с дата по дата числится 321 проход. Однако, выявлены задвоенные проходы по картам, совершенные в одинаковых местах (станции метрополитена) с незначительной разницей во времени (доли секунд) через разные пропускные пункты (АКП), из сравнительного анализа которых следует, что проходы по указанным картам осуществлялись в равные временные интервалы, территориально на одинаковых вестибюлях станций метрополитена, через разные устройства прохода (турникеты), что подтверждает дублирование оплаты проезда по двум картам, и не исключает пользование картами двумя разными людьми (пассажирами). Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что карты "Тройка" непоименованы, суд первой инстанции сделал правильный вывод , что доказательств того, что истец пользовалась услугами метрополитена в указанный период не представлено.
Между тем, статья 56 ГПК РФ обязывает сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств , которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.