Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Игнатовой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Соколинской И.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 года, которым постановлено:
Исковое заявление Новиковой Л*С* к Департаменту городского имущества города Москвы о признании отказа незаконным, признании распоряжения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление незаконным, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 27.07.2016 г. N *** об отказе в признании малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть повторно заявление Новиковой Л*С* о признании нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма.
В остальной части иска отказать,
установила:
Истец Новикова Л.С. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании отказа в признании малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования незаконным, признании незаконным и отмене распоряжения, обязании повторно рассмотреть заявление.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Новикова Л.С. зарегистрирована по месту жительства в *** квартире, площадью жилого помещения *** кв. м., по адресу: ***. Собственником указанного жилого помещения на основании договора дарения квартиры от 18 мая 2010 года является И*. Решением Измайловского районного суда г.Москвы от 17 ноября 2015 года Новикова Л.С. признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, со снятием с регистрационного учета по указанному адресу, в исполнении решения Новиковой Л.С. предоставлена отсрочка сроком на 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу. Истец обратилась с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы о признании ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования), однако распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 27 июля 2016 года N 20707 Новиковой Л.С. было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) на основании п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона города Москвы от дата N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать отказ Департамента городского имущества г. Москвы в признании Новиковой Л.С. малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), незаконным, признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 27 июля 2016 года N 20707, обязать Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть заявление Новиковой Л.С.
Истец Новикова Л.С. в судебное заседание не явилась, извещена, направила в суд своего представителя по доверенности Иванова А.Б., который в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Соколинская И.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Соколинская И.А., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Фатеевой Е.С., представителя истца Новиковой Л.С. по доверенности Иванова А.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Новикова Л.С. зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной квартире, площадью жилого помещения *** кв. м., по адресу***.
Собственником указанного жилого помещения на основании договора дарения квартиры от 18 мая 2010 года является И*.
Решением Измайловского районного суда г.Москвы от 17 ноября 2015 года Новикова Л.С. признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, со снятием с регистрационного учета по указанному адресу, в исполнении указанного решения Новиковой Л.С. предоставлена отсрочка сроком на 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 27 июля 2016 года N 20707 Новиковой Л.С. отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) на основании п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона города Москвы от дата N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при условии, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Статьей 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Согласно п.п. 1,3 ч. 1 ст. 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также если представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрение заявлений жителей города Москвы о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04 апреля 2011 года N 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (далее Регламент), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04 апреля 2011 года N 115-ПП, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно п. 2.4.3. Регламента заявителям отказывается в приеме заявления на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного настоящим Регламентом.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеуказанными нормами права, учел доводы сторон, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Признавая распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 27 июля 2016 года N 20707 незаконным и необоснованным, суд верно исходил из того, что в нем не содержится конкретных оснований, по которым Новиковой Л.С. отказано в признании ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Поскольку вопрос о признании Новиковой Л.С. малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) отнесен к компетенции Департамента городского имущества города Москвы, суд пришел к выводу о возложении на Департамент городского имущества г.Москвы обязанности повторно рассмотреть заявление Новиковой Л.С.
Выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в нарушение требований Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04 апреля 2011 года N 115-ПП, Новикова Л.С. при подаче заявления не представила копию решения, заверенную надлежащим образом, о признании ее утратившей право пользования жилым помещением по адресу: г.Москва, Заводской пр., д.15, кв.13, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку оспариваемое распоряжение каких-либо ссылок на указанное обстоятельство не содержит.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Соколинской И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.