12 мая 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С., Кочергиной Т.В., при секретаре Петровой М.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе истцов Омарова Р.О. и Омаровой Р.К. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2016 года, с учетом определения Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2017 года об исправлении описки, которым постановлено:
- Исковые требования Омарова Р.О., Омаровой Р.К. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании за участником Великой Отечественной войны право на обеспечение жилым помещением, об обязании обеспечить жилым помещением, оставить без удовлетворения,
установила:
Омаров Р.О. и Омарова Р.К. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании за участником Великой Отечественной войны право на обеспечение жилым помещением, об обязании обеспечить жилым помещением. В обоснование своих требований истцы указали, что Омаров Р.О. является участником Великой Отечественной войны и со своей супругой Омаровой Р.К. постоянно проживают в квартире, расположенной по адресу: _, в которой зарегистрировано 8 человек. Истцы своей доли в указанном жилом помещении не имеют, иного жилья на территории РФ в собственности не имеют, в связи с чем обратились в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. По итогам рассмотрения указанного обращения, отказано в предоставлении государственной услуги о признании граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Истцы полагают, свои права нарушенными, в связи с чем обратились с указанными исковыми требованиями и согласно уточненного искового заявления, просили суд признать за участником Великой Отечественной войны Омаровым Р.О. право на обеспечение жильем его семьи в соответствии со ст.ст. 14,15,17-19, 21 Федерального закона N 5-Фз "О Ветеранах"; возложить на Департамент городского имущества города Москвы обязанность произвести предусмотренные в соответствии с возложенными на него государственными функциями, действия по обеспечению семьи Омарова Р.О. в составе двух человек (он и Омарова Р.К.) жилым помещением.
Представитель истцов и третьих лиц в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам письменных возражений на исковое заявление.
Третьи лица Вольская Е.М., Рындина А.Р., Рындин А.С., Рындин К.С., Рындин Д.К. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просят истцы Омаров Р.О. и Омарова Р.К. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение, подлежащим оставлению без изменения, как постановленного с учетом фактических обстоятельств и нормами действующего закона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 30, 31,52, 54 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 244, 288,292 Гражданского кодекса РФ, Федерального Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Омаровым Р.О. и Омаровой Р.К. исковых требований.
Из материалов дела следует, что Омаров Р.О., _ г. рождения, является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, что подтверждается бессрочным удостоверением N _действующим на всей территории Российской Федерации, выданным _ года.
Омаров Р.О. является инвалидом третьей группы, что подтверждается справкой _..
Согласно выписки из домовой книги, карточки учета собственника, единого жилищного документа истцы Омаров Р.О. и Омарова Р.К., зарегистрированы по месту жительства в отдельной трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: г_., общей площадью жилого помещения _ кв.м., жилой площадью _ кв.м.
Кроме истцов в квартире зарегистрированы: В., Р., Р., Р., Р., 2012 г.р., В., _ г.р.
На основании обменного ордера N _. г., ордера _.г., договора передачи от _ года, собственниками указанного жилого помещения являются Р., Р. без определения долей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права _ г., и свидетельством о государственной регистрации права _. г., о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав _ г.
Согласно уведомления от _., за подписью начальника Управления ведения жилищного учета Департамента городского имущества города Москвы, по результатам запроса от _, поступившего из многофункционального центра предоставления государственных услуг района "Марьино" города Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы отказано в предоставлении государственной услуги города Москвы "Признание граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", поскольку заявителями представлен неполный пакет документов, а именно: отсутствуют копии паспортов Р., Р., Р., М (в настоящее время В) О.В., свидетельство о рождении Р., и документы о жилищной обеспеченности Маховиковой (в настоящее время В) О.В. Департаментом также разъяснены заявителям положения ст.ст. 1, 9, 11 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Обращаясь с настоящими требованиями, истцы указали, что проживая в квартире по адресу: _., являются отдельной семьей от иных зарегистрированных в ней лиц, в связи с чем полагают, что Департамент городского имущества г. Москвы незаконно указал о необходимости предоставления документов в отношении Р., Р., Р., М (в настоящее время В) О.В., Р.
Суд первой инстанции установил, что истцы и третьи лица проживают в отдельной квартире, не имеют документов подтверждающих их право собственности либо право пользования на отдельные жилые помещения в указанной квартире. Квартира, в которой проживают истцы, не является коммунальной, в связи с чем, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он соответствует требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ, порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положений Федерального Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что правом на обеспечение жилым помещением обладают участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
В соответствии с. ч. 4 ст. 11 вышеуказанного Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N29, с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 года N 115-ПП утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
Пунктом 2.4.3 названного Регламента определено, что заявителям отказывается в приеме заявления (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного настоящим Регламентом.
Понятие члена семьи для целей спорных правоотношений содержится в ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с названной нормой права, члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Таким образом, на основании вышеуказанных правовых норм, доводы истцов о том, что требования подлежат удовлетворению, поскольку они являются отдельной семьей от иных лиц, совместно проживающих с ними в жилом помещении, и их жилищная обеспеченность подлежит рассмотрению как отдельной семьи, надлежащими доказательствами в силу с ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29, не подтверждены.
Ссылка истцов в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что Омаров Р.О. является ветераном Великой Отечественной войны, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку без наличия указанных выше обстоятельств, перечисленных в Законе г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29, данные обстоятельства не порождают субъективного права на получение истцом мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в частности положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона г.Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", и не являются основанием к отмене постановленного судом решения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции и правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2016 года, с учетом определения Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2017 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Омарова Р.О. и Омаровой Р.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.