06 марта 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.
и судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Никитиной Галины Сергеевны
на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 15 июня 2016 года, которым постановлено:
Иск Никитиной Г.С. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Никитиной Г.С., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения на курсах повышения квалификации с 02 сентября по 31 октября 1985 года, признав в этой части незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области .
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
установила:
Никитина Г.С. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указала на то, что ответчиком ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, в связи с чем просила суд обязать ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды ее работы и обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный орган - с *** года, признав решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным.
В судебном заседании представитель Никитиной Г.С. исковые требования поддержал, представители ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области иск не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Никитина Г.С.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя Никитиной Г.С., представителя ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п.3 названных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
Судом установлено, что *** года Никитина Г.С. обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Протоколом заседания комиссии ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении досрочной страховой пенсии по старости Никитиной Г.С. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом, пенсионными органами в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", были включены периоды ее работы общей продолжительностью 16 лет 11 мес. 23 дня и были исключены периоды: с 02.09.2002 г. по 03.10.2003 г. в должности медицинской сестры-массажиста в детском саду N 1363, с 04.10.2003 г. по 31.12.2003 г. в должности медицинской сестры по массажу в детском саду N 987, с 01.01.2004 г. по 29.12.2012 г. в должности медицинской сестры по массажу в детском саду N 987, так как наименование учреждения "детский сад" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы , дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.; с 13.04.2015 г. по 15.07.2015 г. в должности медицинской сестры по массажу ГБУЗ "КПД N 121", так как работа осуществлялась на 0,75 ставки; с 02.09.1985 г. по 31.10.1985 г., с 14.01.2015 г. по 12.02.2015 г. - нахождение на курсах повышение квалификации, с 01.01.1990 г. по 31.01.1990 г., с 29.07.2013 г. по 25.08.2013 г., с 12.08.2014 г. по 25.08.2014 г. - отпуска без сохранения заработной платы, так как включение данных периодов не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , утв. постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г.
Истец претендовала на включение данных периодов в подсчет ее специального стажа, а также периода с 15.10.1993 г. по 25.06.1996 г., когда она работала медсестрой в Научно-производственной фирме "Агрострой", просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ***, признав решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным.
Разрешая спор, с учетом установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования Никитиной Г.С. в части обязания ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 02.09.1985 г. по 31.10.1985 г., на которые истец направлялась, работая на должности и в учреждении, предусмотренных Списком, подлежат удовлетворению, учитывая также, что в указанные периоды работодателем за истцом сохранялось место работы, производилась выплата средней заработной платы. При этом суд принял во внимание, что согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в данной части, так как он полностью отвечает требованиям действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.01.2015 г. по 12.02.2015 г., суд исходил из того, что период работы, в который имело место направление на курсы повышения квалификации, не включен в подсчет специального стажа.
Однако, с данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, так как из протокола пенсионных органов следует, что периоды работы истца медицинской сестрой по массажу в ГБУЗ "КДП N 121" с 26.08.2014 г.по 13.01.2015 г. и с 12.02.2015 г. по 12.04.2015 г. (л.д.13) пенсионными органами включены в подсчет специального стажа истца, следовательно, период нахождения истца на курсах повышения квалификации, который имел место быть в периоде, включенном в подсчет специального стажа, учитывая изложенное выше, ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца, так как решение ответчика в данной части является незаконным, отменив решение суда в части отказа в обязании ответчика включить данный период в подсчет специального стажа истца.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 15.10.1993 г. по 25.06.1996 г., когда она работала медсестрой в Научно-производственной фирме "Агрострой", суд пришел к правильному выводу о том, что требования в этой части удовлетворению не подлежат, при этом суд принял во внимание, что какие-либо доказательства для применения п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, согласно которому в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), истцом не представлены, равно как не представлено доказательств того, что Научно-производственная фирма "Агрострой" Межотраслевой ассоциации Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР являлась лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим учреждением, для того, чтобы можно было применить ранее действовавшее законодательство - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы с 02.09.2002 г. по 03.10.2003 г. в должности медицинской сестры-массажиста в детском саду N 1363, с 04.10.2003 г. по 31.12.2003 г. в должности медицинской сестры по массажу в детском саду N 987, с 01.01.2004 г. по 29.12.2012 г. в должности медицинской сестры по массажу в детском саду N 987, суд исходил из того, что ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и "Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров РФ от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детском саду.
Вывод суда первой инстанции об отказе во включении в специальный стаж истца перечисленных периодов ее трудовой деятельности является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права.
Так, в период до 01.10.1993 г. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 г. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данным Перечнем ясли-сады и детские сады были включены в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Приведенные акты утратили силу с 01.10.1993 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 953 от 22.09.1993 г., соответственно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 г., трудовая деятельность в должности медицинской сестры в дошкольных образовательных учреждениях перестала учитываться в составе стажа работы, дающего право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., также не предусмотрена возможность включения в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры в дошкольных образовательных учреждениях.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Учитывая изложенное, вывод суда об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа период работы истца с 13.04.2015 г. по 15.07.2015 г. в должности медицинской сестры по массажу ГБУЗ "КПД N 121" на 0,75 ставки отвечает требованиям действующего законодательства, при этом, какие-либо доказательства того, что для медицинской сестры по массажу трудовым законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени, не имеется.
Согласно п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с п. п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Отпуск без сохранения заработной платы не относится к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам, предусмотренным ст.116 ТК РФ, следовательно, решение суда об отказе в обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды отпусков без сохранения заработной платы с 01.01.1990 г. по 31.01.1990 г., с 29.07.2013 г. по 25.08.2013 г., с 12.08.2014 г. по 25.08.2014 г. подлежит оставлению без изменения.
Поскольку на момент обращения Никитиной Г.С. за назначением пенсии - *** года, с учетом включенных пенсионными органами периодов продолжительностью 16 лет 11 мес. 23 дн., периодов с 02.09.1985 г. по 31.10.1985 г., с 14.01.2015 г. по 12.02.2015 г., которые ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца, специальный стаж истца составлял менее 30 лет, вывод суда об отказе в обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с *** года отвечает требованиям п. 20 ч. 1 ст. 30, ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Довод апелляционной жалобы о том, что записи в трудовой книжке истца свидетельствуют о характере работы истца в спорные периоды не могут служить основанием для отмены решения суда, так как из записей в трудовой книжке истца с достоверностью не следует вывод о том, что ею в рассматриваемые спорные периоды на 1 ставку выполнялась работа на должности и в учреждении, предусмотренных Списком.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 15 июня 2016 года отменить в части отказа в обязании ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и МО включить в подсчет специального стажа Никитиной Г.С. по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" период с 14.01.2015 г. по 12.02.2015 г., принять в этой части новое решение: обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 4 по г.Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Никитиной Г.С. по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" период с 14.01.2015 г. по 12.02.2015 г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.