Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Карпушкиной Е.И., Олюниной М.В.,
при секретаре Соловьевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе и дополнениям Лобовкина Р.В. на решение Бутырского районного суда города Москвы от 01 ноября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Лобовкина Р.В. к ГБУ МФЦ г. Москвы об обязании принимать показания приборов учета воды, производить по ним начисления - оставить без удовлетворения.
установила:
Лобовкин Р.В. обратился в суд с иском к ГБУ МФЦ г. Москвы в лице МФЦ района Бибирево об обязании принимать показания приборов учета воды, производить по ним начисления, ссылаясь на то, что 14 августа 2016 года он получил платежный документ, в котором ответчиком произведены начисления не по показаниям приборов учета за горячую воду и водоотведение, а в десятикратном размере, поскольку счетчик не прошел поверку до 26 июня 2016 года. Истец полагал, что требование закона об обязательной поверке приборов учета относится только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, противоречит Конституции РФ, в соответствии с положениями которой жилище гражданина неприкосновенно. Счетчики горячей и холодной воды он приобрел в 2012, немецкого производства, срок службы которых составляет 12 лет. Истец полагал, что введением обязательной проверки счетчиков, возрастают возможности для коррупционеров.
В суде первой инстанции истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ГБУ МФЦ г. Москвы по доверенности Кровякова Т.В. против удовлетворения исковых требований возражала, указала, что МФЦ района Бибирево не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является обособленным подразделением - филиалом МФЦ г. Москвы; постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" обязанность обеспечить проведение поверок индивидуальных приборов учета возложена на потребителя, по истечении межповерочного интервала, прибор учета считается неисправным, приборы учета в квартире ответчика установлены в июле 2012, с июля 2016 показания приборов учета горячей воды не принимаются к расчету из-за отсутствия акта поверки прибора учета, расчет осуществляется по общедомовым приборам учета; за август, сентябрь и октябрь 2016 расчет произведен по средним показателям индивидуальных приборов учета воды, предоставленных пользователем за предыдущие 6 месяцев.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое Лобовкин Р.В. просит отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях.
Судом апелляционной инстанции приняты меры к надлежащему извещению лиц, участвующих по делу о времени и месте рассмотрения дела, однако представитель ГБУ МФЦ гор. Москвы в заседание не явился, о причинах неявки коллегию не уведомил, извещен, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ответчика.
В судебную коллегию Лобовкин Р.В. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав Лобовкина Р.В., судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела видно, что Лобовкин Р.В. на условиях социального найма занимает *****. 26 июня 2012 года в квартире истца установлены приборы учета горячей и холодной воды.
Пунктом 6 паспорта счетчиков горячей и холодной воды типа WFK2, WFW2 предусмотрено, что проверка счетчиков производится по ГОСТ 8.156 "Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки". Межповерочный интервал: для счетчиков холодной воды - 6 лет; для счетчиков горячей воды - 4 года. По истечении межповерочного интервала счетчик должен быть поверен метрологической службой на соответствие метрологическим параметрам.
Истец представил суду извещение о начислениях в августе 2016 по общедомовым приборам учета, в связи с отсутствием документов, подтверждающих проведение поверки ИПУ горячей воды.
Материалами дела также подтверждается, что по квартире истца за август, сентябрь и октябрь 2016 расчет платы за горячую воду и водоотведение произведен по средним показателям индивидуальных приборов учета воды, предоставленных пользователем за предыдущие 6 месяцев, то есть, произведен перерасчет.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался нормами действующего законодательства.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N1190).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу пятнадцатому пункта 2 Правил "потребитель" - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
В силу пункта 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока
его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного),
комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные
вышеназванными Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении
коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 названных Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта
85 данных Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 59(1) Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 названных Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в пункте 59 данных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 указанных Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
ГБУ МФЦ г. Москвы как организация, осуществляющая формирование единого платежного документа (далее ЕПД), не является ни поставщиком жилищно-коммунальных услуг, ни получателем платы за такие услуги.
Суд пришел к правильному выводу, что по истечении межповерочного интервала, наниматель жилого помещения - **** не обеспечил поверку ИПУ горячей воды, в связи с чем ответчик произвел начисления за данную услуги и водоотведение за август, сентябрь и октябрь 2016 года расчет по средним показателям индивидуальных приборов учета воды, предоставленных пользователем (истцом) за предыдущие 6 месяцев в соответствии с требованиями закона.
Доводы истца о том, что ЕПД формируется с нарушением требований закона голословны и не основаны на законе.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
В силу п. 4 ст. 17 указанного Закона должностное лицо, при осуществлении федерального государственного метрологического надзора обязано запретить применение неповеренных средств измерений.
Согласно ст. 3 указанного Закона, законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений включает в себя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. При этом положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В целях исполнения Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" Приказом Минпромторга России от 02 июля 2015 N 1815 был утвержден Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке.
Согласно п.п.8 и 18 Порядка информация о представлении средства измерения на поверку устанавливается аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в наглядной и доступной форме и доводится до сведения заявителей (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, владеющие на праве собственности или пользующиеся на иных правовых основаниях средств измерения , имеющие намерения заказать, либо заказывающие услуги по поверке средств измерения, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; периодической поверке подвергается каждый экземпляр средств измерения, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу, что на Лобовкине Р.В., как на пользователе, лежит обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние прибора учета и своевременно предоставлять его на поверку, а поскольку он данную обязанность не выполнил, ГБУ МФЦ г. Москвы вправе был производить ему начисления в последующие 3 месяца, исходя из средних показателей индивидуальных приборов учета воды, предоставленных пользователем (истцом) за предыдущие 6 месяцев.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется
Доводы апелляционной жалобы Лобовкина Р.В. и дополнений о том, что суд не учел коррупцию при закупке счетчиков, нарушение Конституции ответчиком не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку доводы являются голословными, не опровергающими выводы суда.
Суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст.67 ГПК РФ). Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется. Новых доказательств Лобовкиным Р. В. представлено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырского районного суда города Москвы от 01 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения Лобовкина Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.