Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе представителя РОО "ШЭД "Тенгри" на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата по административному исковому заявлению РОО "ШЭД "Тенгри" к Министерству юстиции РФ о признании незаконным распоряжения о включении РОО "ШЭД "Тенгри" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,
установила:
РОО "ШЭД "Тенгри" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции РФ, в котором просило признать незаконным распоряжение от дата N *** о включении РОО "ШЭД "Тенгри" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требование мотивировано тем, что РОО "ШЭД "Тенгри" неправомерно включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в акте проверки и распоряжении Минюста России выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными. При этом для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента необходимо одновременно два условия: получение денежных средств от иностранной организации и участие в политической деятельности.
Считает недоказанным факт участия РОО "ШЭД "Тенгри" в политической деятельности, причастности к "Сосновской коалиции", наличия связи между сведениями, размещенными на сайте ewnc.org, и РОО "ШЭД "Тенгри".
Также указывает, что интернет-страница ewnc.org принадлежит физическому лицу. Доказательств связи данного физического лица с "Сосновской коалицией" в ходе проведения проверки уполномоченным органом не представлено.
РОО "ШЭД "Тенгри" не подавала заявления о вступлении в члены "Сосновской коалиции", не участвовала в принятии указанным общественным движением решений, и не принимала никакого участия в деятельности указанной общественной организации.
Кроме этого, на указанной интернет-странице упоминается общественное объединение "Школа Экологии Души "Тенгри" или школа экологии души "Тенгри" к которому Региональная наименование организации не имеет никакого отношения.
Считает, что вывод о том, что РОО "ШЭД "Тенгри" осуществляло политическую деятельность посредством принятия резолюций, вынесения предложений и участия в общественной деятельности "Сосновской коалиции" является субъективным и не подтвержден какими-либо достоверными доказательствами.
Все приведенные в качестве доказательств политической деятельности высказывания исходили непосредственно от "Сосновской коалиции", а не от РОО "ШЭД "Тенгри". РОО "ШЭД "Тенгри" не является ее членом и не связана с деятельностью указанной общественной организации.
С момента своего создания и до настоящего времени РОО "ШЭД "Тенгри" никогда не принимала участия в политической деятельности, не вносила каких-либо предложений для изменения действующего законодательства, не давала оценки сложившейся экологической ситуации.
Интернет-страница *** не является официальным сайтом "Сосновской коалиции" и не относится к деятельности РОО "ШЭД "Тенгри".
Кроме того, статья написана фио именно в статусе руководителя этно-природного адрес Энмек", и не относится к деятельности РОО "ШЭД "Тенгри".
РОО "ШЭД "Тенгри", получая финансирование (гранты) от иностранных фондов, не занималось политической деятельностью.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от дата в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании представителем РОО "ШЭД "Тенгри" ставиться вопрос об отмене решения суда, поскольку судом не дано надлежащей оценки, приведенным в административном исковом заявлении доводам.
Представитель ГУ Министерства юстиции РФ просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от дата N *** РОО "ШЭД "Тенгри" включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки и иными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Так, основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужили материалы внеплановой документарной проверки в отношении РОО "ШЭД "Тенгри".
В ходе проверки получены сведения о финансировании РОО "ШЭД "Тенгри" из иностранных источников.
Источниками формирования денежных средств РОО "ШЭД "Тенгри" в проверяемом периоде являлись, в том числе поступления от Фонда Глобал Грингрантс (США), Фонда Кристенсена (США), РСФ "Социальное финансирование" (США), Проекта адрес (США).
Данные обстоятельства не оспариваются представителем административного истца.
При этом факт причастности Организации к политическим акциям подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, в ходе проверки установлено, что Организация входит в опубликованные в сети "Интернет" списки участников международного объединения экологически ориентированных организаций Сибири и Дальнего Востока "Сосновская коалиция", осуществляющих деятельность без статуса юридического лица, которые являются активными инициаторами различных обращений и петиций в органы государственной власти Российской Федерации, размещая на своем электронном ресурсе информацию, направленную на формирование общественного мнения по различным вопросам, в целях воздействия на принятие государственными органами соответствующих решений.
Участниками "Сосновкой коалиции" в своих итоговых резолюциях, принимаемых по результатам форумов, даются оценки сложившейся экологической ситуации, на основании которых вносятся предложения об изменении федерального законодательства, в том числе, не относящиеся к деятельности в области охраны окружающей среды.
К числу таких предложений относятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство, в том числе в части отнесения к субъектам общественного контроля граждан и общественных объединений и в части придания территориям, подпадающим под действие международных конвенций и соглашений, статуса особо охраняемых природных территорий.
Содержание данных предложений выходит за рамки указанной сферы деятельности, они нацелены на формирование общественного мнения и затрагивают политические вопросы, так как содержат призыв к изменению федерального законодательства.
Сформулированные предложения в адрес Администрации Президента РФ и Правительства РФ предполагают определенные действия по решению экологических проблем.
Однако такие предложения, как передача функций оператора части президентских грантов, разграничение функций контроля и надзора между госорганами, отказ от размещения пункта постоянного базирования Тихоокеанского флота выходят за рамки деятельности в области охраны окружающей среды и деятельности в области защиты растительного и животного мира, поскольку принципиально ориентированы на политические цели.
Также установлено, что члены "Сосновской коалиции" выступили за ограничение и запрет добычи россыпного золота на реках. Коалицией направлены письма руководителям Монголии, Китая и России с надеждой, что эти страны вступят в переговоры для предотвращения загрязнений своих трансграничных рек.
Кроме того, "Сосновской коалицией" изложены предложения Правительству РФ организовать и провести в конце дата межведомственную общественную конференцию по анализу социально-экологических и экономических аспектов и последствий упадка, развития или стагнации в разных секторах угольной отрасли с привлечением органов государственной власти, а также представителей религиозных, общественных организаций и региональных администраций и другие предложения, носящие явную политическую направленность и выходящие за рамки только экологических проблем.
Таким образом, осуществляемая РОО "ШЭД "Тенгри" деятельность в числе участников "Сосновской коалиции" не ограничивается собственными (внутренними) нуждами, а затрагивает публично-правовые интересы, а также права и свободы граждан, что говорит о политическом характере ее деятельности с целью оказания воздействия на деятельность органов государственной власти, привлечение внимания общественности, создать общественный резонанс.
Кроме того, руководителем РОО "ШЭД "Тенгри" фио не была размещена информация, опровергающая ту, что размещена на сайте *** об отнесении РОО "ШЭД "Тенгри" к числу участников коалиции неправительственных экологических организаций и организаций коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока "Сосновка".
Руководитель и учредитель РОО "ШЭД "Тенгри" фио до дата являлся одновременно и директором Бюджетного наименование организации.
Между Организацией и бюджетным наименование организации заключен договор от дата по выполнению условий сотрудничества по реализации стратегии устойчивого развития территории, охране и защите объектов культурно-исторического наследия, памятников природы, животного и растительного мира, водных объектов, информационных указателей, знаков и щитов (аншлагов), религиознокультурных традиций и обычаев, включая защиту предметов религиозного почитания.
На Интернет-сайте адрес Энмек" была размещена статья фио из которой следует, что для создания основ устойчивого развития Евразийского сообщества, необходима целостная государственная процедура легализации Священных земель и урегулирования их социально-экономических принципов, с учетом научного и традиционного знания. Необходимо незамедлительно принять комплекс мep по ограждению Священных земель от бытового использования и объявить эти места коллективным достоянием коренных народов. Также необходимо учитывать то, что никакие политические и экономические меры не будут стабильными в созданном пространстве, если не создавать систему образования, учитывающую традиционные знания и осуществляющую передачу молодому поколению знания Священных земель о целостности Мира и Человека.
Из содержания публичных высказываний фио не следует, что их направленностью является защита растительного и животного мира. Напротив, их содержание выходит за рамки деятельности в области защиты растительного и животного мира, нацелено на формирование общественного мнения и затрагивают политические вопросы, поскольку содержат призыв к изменению законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, на интернет-сайте адрес Энмек" была размещена информация о старте дата проекта по проблеме защиты священных земель на адрес.
Из данной информации следует, что природным адрес Энмек" совместно с региональной наименование организации были показаны фильмы, в том числе "Стоя на Священной Земле" о защите своих Священных земель коренными народами Мира. На просмотр фильма были приглашены все жители адрес и Курота, общественные организации, образовательные учреждения.
При изучении содержания указанного фильма выявлено, что в одном из эпизодов фильма фио критически оценивает проект строительства газопровода адрес, реализуемый в рамках соглашения наименование организации и Китайской национальной нефтегазовой компанией, называя его в высшей степени экологически неграмотным.
Между тем, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от дата N *** "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)" Газопровод адрес включен в перечень планируемых к строительству объектов магистральных газопроводов.
Законом адрес от дата N 5-РЗ "О Программе социально-экомического развития адрес на 2010 - дата" предусмотрено, что основное условие реализации стабилизационного варианта реализации программы - это формирование и реализация инвестиционно-инфраструктурных проектов коммерческого и институционального типов, нацеленных на диверсификацию экономики региона (дальнейшая газификация региона, строительство магистрального газопровода в Китай, мероприятия по решению проблемы энергодефицитности экономики адрес и прочие).
Публичные высказывания руководителя РОО "ШЭД "Тенгри" фио имеют политический характер, направлены на привлечение внимания общественности, общественный резонанс, формирование негативного общественного мнения по вопросу строительства газопровода, с целью оказания воздействия на принятие государственными органами решений и изменения проводимой ими государственной политики. Заявления фио выходят за рамки деятельности в области защиты растительного и животного мира, поскольку направлены на фактическую дискредитацию проводимого курса по развитию энергетической системы Российской Федерации.
Таким образом, результаты проверки подтвердили политическую деятельность РОО "ШЭД "Тенгри" и факт ее финансирования от иностранных источников.
Кроме того, постановлением по делу об административном правонарушении РОО "ШЭД "Тенгри" привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст 19.34 КоАП РФ.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что РОО "ШЭД "Тенгри" осуществляется деятельность, направленная на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, а также в целях изменения действующего законодательства Российской Федерации и проводимую ими государственную политику.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от дата N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пришел к обоснованному выводу о правомерности включения РОО "ШЭД "Тенгри" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, поскольку РОО "ШЭД "Тенгри" является некоммерческой организацией, получающей денежные средства от иностранных организаций и участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на адрес.
Данные выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, подробно и мотивированно изложены в решении.
Как указывалось Конституционным судом РФ политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
Из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на адрес;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на адрес, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
При этом формы политической деятельности могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении РОО "ШЭД "Тенгри" в реестр, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении РОО "ШЭД "Тенгри" деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не проверены судом или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда первой инстанции. Также в апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права. Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с этим не могут повлечь его отмену.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя РОО "ШЭД "Тенгри" - фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.