Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Егоровой Ю.Г.,
при секретаре Красниковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Фирма "КРУИЗ-2" на решение Московского городского суда от 09 февраля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Круиз 2" о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 29 марта 2016 года N51-2329/2016 о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером ******, площадью 442,4 кв.м, расположенных в нежилом здании по адресу: ******, с кадастровым номером ******, - отказать",
установила:
ООО Фирма "КРУИЗ-2" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 года N 51-2329/2016 в части пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилых помещений площадью 442,4 кв.м, с кадастровым номером ****** (архивный кадастровый номер ******), расположенных в нежилом здании по адресу: ******.
В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат указанные выше нежилые помещения.
Решением Московского городского суда от 15 февраля 2016 года пересмотрена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в связи с установлением его рыночной стоимости в размере 82 629 936 руб.
На основании заявления заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы от 02 марта 2016 года на заседании Комиссии 29 марта 2016 года в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ****** и отнесением помещений к 12 группе "Прочие объекты" принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с отнесением помещений к 5 и 7 группам "Для размещения объектов торговли", "Объекты офисно-делового назначения".
На основании данного решения определена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 148 983 916,44 руб.
По мнению административного истца, данное решение является незаконным, поскольку к заявлению заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы не были приложены необходимые документы, о заседании Комиссии и вынесенном решении Общество не уведомлялось, не учтено решение суда, которым изменена кадастровая стоимость нежилых помещений на основании определения их рыночной стоимости. На момент принятия оспариваемого решения Комиссии и пересмотра кадастровой стоимости нежилых помещений они имели кадастровый номер ******, а не ******, в отношении которого принято решение. Кадастровая стоимость объекта ****** не определялась путем массовой кадастровой оценки, результаты такой оценки не утверждались уполномоченным органом. Кроме того, помещения неправомерно отнесены к 5 и 7 группам "Для размещения объектов торговли", "Объекты офисно-делового назначения", так как фактически не используются по такому назначению, представленный на Комиссию акт обследования составлен с нарушениями требований законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ООО Фирма "КРУИЗ-2".
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Управления Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы - Вейн К.В., представителей административного истца Колпакова Р.В., Машкина Р.И., проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что ООО Фирма "КРУИЗ-2" является собственником нежилых помещений площадью 442,4 кв.м, расположенных в нежилом здании по адресу: ******.
В государственном кадастре недвижимости содержались дублирующие сведения об указанном выше объекте недвижимости:
с кадастровым номером ******, кадастровой стоимостью на 01 января 2014 года в размере 7 801 476,26 руб.;
с кадастровым номером ******, кадастровой стоимостью на 01 января 2014 года в размере 117 707 496,65 руб.
Решением Московского городского суда от 15 февраля 2016 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ****** в размере его рыночной стоимости, равной 82 629 936 руб., по состоянию на 01 января 2014 года.
09 марта 2016 года заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, в том числе с кадастровым номером ******, в связи с недостоверностью сведений об указанном объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объекта.
На заседании Комиссии 29 марта 2016 года принято решение N 51-2329/2016 пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием сведений об отнесении указанных объектов недвижимости к 5 и 7 группам "Для размещения объектов торговли", "Объекты офисно-делового назначения". При этом установлено, что при определении кадастровой стоимости использованы недостоверные сведения, а именно помещения неверно отнесены к 12 группе "Прочие объекты".
На основании указанного решения Комиссии определена кадастровая стоимость помещений с кадастровым номером ****** в размере 148 983 916,44 руб.
Из письма Управления Росреестра по Москве от 21 октября 2016 года в ответ на обращение ООО Фирма "КРУИЗ-2" следует, что 12 июля 2016 года в ГКН выявлены дублирующие сведения об объектах недвижимости, а именно сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером ****** являются дублирующими сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером ******. В соответствии с решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях от 12 июля 2016 года N77/601/16-118175 ошибка в ГКН была исправлена путем изменения статуса объекта недвижимости с кадастровым номером ****** с "ранее учтенный" на "архивный".
По данным Управления Росреестра по Москве актуальным кадастровым номером спорных нежилых помещений является ******, а сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером ******, в том числе сведения о его кадастровой стоимости - "архивными".
Признавая оспариваемое решение Комиссии законным и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение принято Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании обращения уполномоченного лица. При этом имелись основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помещений, поскольку установленный вид фактического использования помещений подтвержден Департаментом. В судебном заседании не представлено доказательств иного фактического использования помещений, принадлежащих административному истцу.
Что касается рассмотрения Комиссией вопроса о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в отсутствие представителя Общества, то, по мнению суда первой инстанции, данное обстоятельство не повлияло на существо принятого Комиссией решения.
Также суд указал, что решением суда от 15 февраля 2016 года, вступившим в законную силу после принятия обжалуемого решения Комиссии, изменена кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ******, который был признан "архивным", поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости на основании названного решения суда не могло повлиять на решение Комиссии.
Суд признал пропуск установленного срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением по уважительной причине.
Судебная коллегия находит, что выводы суда о законности решения Комиссии не соответствуют нормам материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частями 11-13, 20 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Согласно пунктам 16 и 17 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
На заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица.
В нарушение указанных выше нормативно-правовых положений административному истцу уведомление о дате рассмотрения Комиссией заявления заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений не направлялось.
Как правильно указал суд первой инстанции, неизвещение собственника объекта недвижимости о заседании Комиссии само по себе не является основанием для признания решения Комиссии незаконным и его отмене.
Вместе с тем данное обстоятельство лишило административного истца приводить доводы и представлять документы, которые могли бы повлиять на решение Комиссии, в том числе решение суда об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с его рыночной стоимостью.
Нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что решение суда от 15 февраля 2016 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ****** не имело правового значения при рассмотрении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в связи с недостоверностью сведений об указанном объекте недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости.
Как указывалось выше, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Решением суда от 15 февраля 2016 года была установлена рыночная стоимость в отношении объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, и пересмотрена кадастровая стоимость, после чего выявление недостоверных сведений не имело значение.
Более того, в отчете об определении рыночной стоимости нежилых помещений, на основании которого было принято решение суда от 15 февраля 2016 года, оценщик исходил из допустимого использования помещений и фактического способа освоения - под административно-офисные помещения. Следовательно, при определении рыночной стоимости оценщиком учтен вид использования объекта недвижимости, который применила Комиссия при принятии оспариваемого решения, и данные сведения не могли повлиять на размер установленной рыночной стоимости.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ранее действующей редакции) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Наличие в государственном кадастре недвижимости дублирующих сведений об объекте недвижимости не свидетельствует о том, что объект с кадастровым номером ****** и объект с кадастровым номером ****** являются различными объектами недвижимости. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что объект с кадастровым номером ****** обладает качественными и (или) количественными характеристиками, которые могли бы повлиять на размер рыночной стоимости объекта, установленный в отношении объекта с кадастровым номером ******.
Изменение статуса объекта недвижимости с кадастровым номером ****** на "архивный" также не повлиял на размер рыночной стоимости нежилых помещений.
На момент принятия Комиссией оспариваемого решения решение суда не вступило в законную силу, однако не могло не учитываться Комиссией. При этом в государственный кадастр недвижимости не были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, и после вступления этого решения в законную силу.
При таких обстоятельствах оснований для пересмотра Комиссией результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не имелось, следовательно, решение Комиссии является незаконным и подлежало отмене.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции при вынесении решения допущены нарушения норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 09 февраля 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 года N 51-2329/2016 о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером ****** (архивный кадастровый номер ******), площадью 442,4 кв.м, расположенных в нежилом здании по адресу: ******.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.