Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре Е.А. Кулик, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 5 июля 2016 года по административному иску ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
установила:
ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве обратилось в суд с указанным выше административным иском к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди", ссылаясь на неисполнение последним требований ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" о представлении в орган юстиции отчётов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств. Кроме того, административный ответчик с 2012 года не размещает в сети Интернет и в средствах массовой информации отчёт или сообщение о продолжении своей деятельности. Предупреждение уполномоченного органа юстиции об устранении указанных нарушений закона административным ответчиком не исполнено.
Дело рассмотрено в отсутствие Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди", надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания по адресу регистрации.
Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 5 июля 2016 года постановлено: административный иск ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить; ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" (ОГРН ***), исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии директор Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" А.Х. Шаймурзин доводы апелляционной жалобы поддержал с учётом приложенных к апелляционной жалобе дополнительных документов.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве, извещённого о времени и месте судебного заседания, направившего свои возражения.
Проверив материалы дела, включая дополнительно представленные, выслушав директора Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди", обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Установлено, что Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" был зарегистрирован в качестве некоммерческой организации территориальным органом Министерства юстиции и включён в Единый государственный реестр юридических лиц 27 октября 2011 года.
Согласно Уставу указанной организации она имеет место нахождения постоянно действующего исполнительного органа по адресу: *** и не обладает статусом общероссийского, межрегионального либо регионального общественного объединения (л. д. 6-13).
С 2012 года указанная организация не представляла в ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве сведений, содержащих отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С того же времени Фонд поддержки гражданских инициатив не публиковал в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности.
27 июля 2015 года ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве в адрес административного ответчика направило предупреждение об устранении указанных нарушений ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которое было отправлено заказным письмом 29 июля 2015 года и применительно к п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ считается доставленным Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" (л. д. 26-26).
Однако в установленный ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве срок - до 15 сентября 2015 года - недостатки, указанные в предупреждении органа государственной власти, не были устранены Благотворительным фондом социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди".
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что установленные выше обстоятельства не опровергнуты Благотворительным фондом социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" и дают правовые основания для его ликвидации.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
В соответствии с подп. 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения). "
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьёй 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учётом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трёх миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчётов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчётов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчёты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
Между тем в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" за 2012-2014 годы не представил в ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве указанную информацию и с 2012 года не размещает в сети Интернет и в средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьёй, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В апелляционной жалобе не оспариваются установленные судом обстоятельства, связанные с неисполнением административным ответчиком предупреждения ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве в установленный в предупреждении срок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия не являются существенными и неустранимыми, не могут быть приняты во внимание.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) юридическое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Благотворительным фондом социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по своевременному устранению указанных нарушений организацией не предпринято.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что размещал необходимые сведения на своём сайте, а отчётность в ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве была направлена в срок.
Между тем доказательств, подтверждающих направление в ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве сведений, по поводу которых возник спор, к апелляционной жалобе не приложено.
Приложенные к апелляционной жалобе ксерокопии скриншотов страниц интернет-сайта Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" не позволяют сделать вывод о том, что они были доступны для всеобщего сведения в юридически значимый период времени - 2012 - 2014 годы (л. д. 61,62,63,72-73,74).
Напротив, часть документов свидетельствует о том, что Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди" возобновил свою деятельность в 2017 году, то есть уже после того как суд постановил решение по настоящему делу (л. д. 64, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 82), изменил свой юридический адрес на *** (л. д. 81). При этом представленный отчёт о благотворительной деятельности за 2015 год не только не имеет отношения к спорному периоду, но и свидетельствует, что в 2015 году Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Земля и Люди", получая благотворительную помощь, не осуществлял указанные в отчёте благотворительные программы (л. д. 87).
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что все выявленные нарушения не могут повлечь ликвидацию организации, не основан на материалах дела. Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды (2012, 2013, 2014 годы), что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для её ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества. При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требованиях о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 264, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 5 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.