Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, С.И. Коневой, при секретаре Г.Т. Агаевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2016 года по административному иску К.С. Долгорукого к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконными уведомления о приостановлении рассмотрения заявления о признании малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, а также отказа в приёме заявления и выдаче запрашиваемого документа
установила:
К.С. Долгорукий обратился в суд с указанным выше административным иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, ссылаясь на нарушение его права на получение государственной услуги, связанной с рассмотрением его заявления о признании малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Также не соглашался с решением о приостановлении принятия решения по его обращению.
Требования мотивированы тем, что в оказании указанной государственной услуги ему отказано по мотивам непредставления им полного пакета документов: правоустанавливающего документа на квартиру и сведений из Единого жилищного документа о жилой площади квартиры. Как полагал административный истец закон не требует представления гражданином таких документов, поскольку они могут быть истребованы самим органом государственной власти. Кроме того, жилой дом, в котором была расположена квартира по месту его постоянной регистрации, снесён в 2004 году, собственником жилого помещения являлась его мать. Таким образом, Департамент городского имущества г. Москвы потребовал представить документы, которые административный истец возможности представить не имеет.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2016 года постановлено: административный иск Долгорукова К.С. удовлетворить частично; признать незаконным отказ заместителя начальника управления ведения жилищного учёта ДГИ г. Москвы от 10 августа 2016 года в приёме заявления и выдаче запрашиваемого конечного документа; обязать заместителя начальника управления ведения жилищного учёта ДГИ г. Москвы рассмотреть заявление Долгорукова К.С. от 22 июня 2016 года о признании малоимущим по существу и выдать заявителю решения по итогам рассмотрения заявления; в удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии К.С. Долгорукий просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Департамента городского имущества г. Москвы, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав К.С. Долгорукого, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
10 августа 2016 года письмом Департамента городского имущества г. Москвы К.С. Долгорукову отказано в приёме заявления о признании малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на квартиру и сведений из Единого жилищного документа о жилой площади квартиры.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части признания указанного решения незаконным, суд исходил из того, что на К.С. Долгорукого административным ответчиком незаконно возложена обязанность по представлению указанных документов, поскольку его обращение связано с тем, что квартира, в которой он проживал, находилась в доме, который был снесён в 2004 году.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключёнными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключёнными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 3, п. 7, п. 8 ст. 14 того же Закона требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, результат предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 3); исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 7); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (п. 8).
В соответствии с этим пунктом 2.1. Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (утв. Постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП) определено, что заявители вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения:
- о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;
- о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений);
- о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (при наличии);
- об имеющемся у заявителей подтверждённом документально в установленном порядке внеочередном праве на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (при наличии);
- свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учёт, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.п.): единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги);
- подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе.
Пунктом 2.4.3 названного Регламента установлено, что заявителям отказывается в приёме заявления (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определённого настоящим Регламентом.
Согласно п. 4.3.1 Регламента, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки запрашиваемого документа, принимается мотивированный отказ в выдаче запрашиваемого заявителем конечного документа.
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и установил, что для решения вопроса о предоставлении государственной услуги, по поводу которой возник спор, административный истец не должен предоставлять ни правоустанавливающий документ на квартиру, расположенную в доме, который снесён, ни сведения из Единого жилищного документа о жилой площади этой квартиры.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку правое значение по настоящему делу имеет не то, что административным истцом не были представлены указанные Департаментом городского имущества документы, а то, что затребованные последним документы не включены в п. 2.1 Регламента, содержащий исчерпывающий перечень документов, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, обращающегося за поучением государственной услуги.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Департаментом городского имущества г. Москвы не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства того, что оспариваемое решение, совершенное оспариваемое действие соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, К.С. Долгорукий доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.