Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой, при секретаре Е.А. Кучиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе администрации Шаховского муниципального района Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 13 октября 2016 года по административному иску А.С. Лапина к администрации Шаховского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка деревни Воютино
установила:
А.С. Лапин обратился в суд с указанным выше административным иском к администрации Шаховского муниципального района Московской области, ссылаясь на то, что схема расположения земельного участка деревни Воютино, в которой он имеет дома и земельные участки, утверждена с нарушением установленной законом процедуры, границы земельного участка на схеме расположения не соответствуют кадастровому плану территории, что препятствует свободному передвижению по землям общего пользования.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 13 октября 2016 года постановлено: административное исковое заявление А.С. Лапина к администрации Шаховского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления удовлетворить; признать незаконным и отменить постановление администрации Шаховского муниципального района Московской области от 24 ноября 2015 года N 2676 об утверждении схемы расположения земельного участка в деревне Воютино.
В апелляционной жалобе администрации Шаховского муниципального района Московской области ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель администрации Шаховского муниципального района Московской области Л.В. Корягина по доверенности от 16 января 2017 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель А.С. Лапина - адвокат С.А. Солодовников, по ордеру от 28 марта 2017 года, и заинтересованное лицо Е.А. Лапина просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие А.С. Лапина, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Шаховского муниципального района Московской области, А.С. Лапина, Е.А. Лапину, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 2, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, прежде всего является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Уже затем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В нарушение приведённых законоположений и требований ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами и не доказал установленные им обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормам права, регулирующие спорные правоотношения.
Предметом спора является постановление администрации Шаховского муниципального района Московской области от 24 ноября 2015 года об утверждении схемы расположения земельного участка деревни Воютино на кадастровой карте территории.
Настоящее постановление принято во исполнение Закона Московской области от 21 марта 2007 г. N 43/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Щелковским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" и на основании ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (л. д. 10).
Среди объектов, собственность на которые была разграничена в соответствии с названным Законом Московской области, имелись земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, автодорога по дер. Ледово.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 настоящего Кодекса (п. ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 1, п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ установлены случаи, при которых не допускается образование земельных участков на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В указанных случаях образование земельных участков осуществляется исключительно на основании утверждённого проекта межевания территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 3, п.13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, применительно к данному делу схема расположения земельного участка на кадастровой территории является ненормативным актом администрации Шаховского муниципального района Московской области по распоряжению земельным участком, находящимся в её собственности. При этом администрация Шаховского муниципального района Московской области вправе принимать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории только при отсутствии утверждённого проекта межевания территории и только тогда, когда это не противоречит положениям п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, обязанность подтверждения которых возложена на администрацию Шаховского муниципального района Московской области, являются:
цели образования земельного участка, отличные от названных в п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (предоставление земельного участка для комплексного освоения территории; для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключён договор о её развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения);
отсутствие утверждённого проекта межевания территории.
Административный истец применительно к названным нормам процессуального права и требованиям п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ обязан доказать факт нарушения его прав, например, в результате несоответствия схемы расположения земельного участка на кадастровой территории утверждённым документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, положениям об особо охраняемой природной территории, зонам с особыми условиями использования территории, земельным участкам общего пользования, территориям общего пользования, красным линиям, местоположениям границ земельных участков, местоположениям зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства.
Кроме того, административный истец согласно п. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ обязан доказать, что содержание схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, нарушает его права либо имелись предусмотренные п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако судом не установлено, что такие доказательства, подтверждающие нарушение его прав, А.С. Лапиным представлены.
Напротив, А.С. Лапин не утверждает, что сведения, содержащиеся в схеме расположения земельного участка, подлежащие отображению на кадастровых картах, свидетельствуют о нарушении границ его земельных участков.
С учётом этого вывод суда о нарушении требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускающей вклинивание, вкрапление, изломанность границ земельного участка при его образовании является голословным и не свидетельствует о нарушении прав А.С. Лапина.
Не названо административным истцом и конкретных фактических данных, свидетельствующих о том, каких именно мест общего пользования он лишился в результате издания оспариваемого ненормативного акта, срок действия которого в силу п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ заканчивается 24 ноября 2017 года.
В административном иске отсутствует обоснование причин, по которым схема расположения земельного участка на кадастровой территории должна быть признана незаконной в целом, а не в определённой её части.
Таким образом, судом не доказано необходимое условие, при котором административный иск может быть удовлетворён - наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца.
Вместе с тем другие обстоятельства, обязанность по доказыванию которых возложена на административного ответчика, не являются достаточными для удовлетворения административного иска.
Более того, вывод суда об отсутствии генерального плана сам по себе не препятствует разработке и утверждению схемы расположения земельного участка, поскольку помимо генерального плана к документам территориального планирования муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов (п. 1 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).
Не доказано в решении суда и наличие предусмотренных законом обстоятельств, в силу которых образование земельного участка должно происходить исключительно на основании проекта межевания территории.
Автомобильная дорога также не препятствует утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как судом не установлено, что указанная дорога ещё не построена либо в течение двух лет планируется её реконструкция. Напротив, из того, что указанная дорога является собственностью муниципального образования, следует, что она построена.
Следовательно, положения ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ применены судом неправильно.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что администрацией Шаховского муниципального района Московской области не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства того, что содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, А.С. Лапин не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении дел решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п.2, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 13 октября 2016 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении административного иска А.С. Лапина к администрации Шаховского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка деревни Воютино отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.