Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника ***, поданную в интересах ***на вступившее в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года гражданин Республики Узбекистан *** О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
Постановление судьи Мещанского районного суда в порядке ст. 30.1-30.3 КоАП РФ не пересматривалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе защитник *** А.Л., выражая несогласие с названным судебным актом, просит его отменить, указывая на отсутствие в действиях *** О.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, связанного с нарушением правил миграционного учета; судьей районного суда не определено место совершения правонарушения, а также неверно установлено время его совершения; протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, а также не содержит в себе описания события административного правонарушения, в связи с чем, не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент привлечения *** О.А. к административной ответственности) административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей до внесения в неё изменений Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 20 мая 2014 года в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Дурова, д. 18 в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками УФМС России по г. Москве по району Мещанский, выявлен гражданин Республики Узбекистан Ха***кимов О.А., *** г.р., который прибыв в безвизовом порядке в Российскую Федерацию 11.03.2014 года, не встал на миграционный учет в городе федерального значения Москве по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, чем нарушил требования ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109 - ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Указанные действия *** О.А. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, и вина *** О.А. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении с приложением к нему; справкой старшего специалиста 2 разряда государственной гражданской службы отделения по району Мещанский ОУФМС по г. Москве в ЦАО; рапортом старшего специалиста 2 разряда государственной гражданской службы отделения по району Мещанский ОУФМС по г. Москве в ЦАО; письменными объяснениями *** О.А.; досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ; протоколом об административном задержании, а также устными показаниями *** О.А. , данными им в суде первой инстанции.
Вывод о наличии в действиях *** О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы от отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ не может быть признан состоятельным, и влекущим отмену состоявшегося по делу судебного акта, поскольку опровергается совокупностью вышеприведенных доказательств.
Регулирование отношений в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществлено Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников отношений в сфере миграционного учета и режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Основанием для постановки на миграционный учет является, в частности, факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 8 упомянутого Федерального закона).
Так, в силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Постановке на учет по месту пребывания подлежит временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 года N 109-ФЗ).
Аналогичная обязанность установлена пунктом 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Узбекистан *** О.А., прибывший на территорию Российской Федерации 11 марта 2014 г. в порядке, не требующем получения визы, указанные выше положения Федерального закона РФ от 18.07.2006 года N 109-ФЗ и Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации не выполнил.
При этом согласно представленным в дело сведениям из АС ЦБДУИГ, *** О.А. поставленным на миграционный учет на момент выявления административного правонарушения и рассмотрения дела судом не значится, что не оспаривается защитником *** А.Л. в доводах настоящей жалобы.
Таким образом, не исполнив предусмотренную миграционным законодательством обязанность по уведомлению органа миграционного учета о постановке на миграционный учет по месту своего пребывания, *** О.А. допустил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, в связи с чем, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, содержащиеся в деле доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и о *** О.А. как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указанные в приложении к протоколу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 23.67 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.8 КоАП РФ, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношение ** О.А. составлен старшим специалистом 2 разряда государственной гражданской службы отделения УФМС России по г. Москве уполномоченным на это в соответствии с пунктом 3 Перечня должностных лиц системы Федеральной миграционной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Приказом ФМС России от 18 марта 2013 года N 70.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и приложенные к нему доказательства отвечают требованиям допустимости и обоснованно приняты судьей районного суда за основу постановления по делу об административном правонарушения.
Довод заявителя о неправильном установлении судьей районного суда времени и места совершения административного правонарушения не влияет на законность и обоснованность постановления суда, поскольку вопрос о времени и месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлению по делу об административном правонарушении, выяснялся при его рассмотрении. Вывод судьи районного суда о совершении *** О.А. административного правонарушения 20 мая 2014 года примерно в 15 часов 00 минут подтверждается совокупностью перечисленных выше доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все доказательства по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств, данной судьей Мещанского районного суда г. Москвы, не имеется. Бремя доказывания судом распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, которые послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с 9 января 2017 года ч. 3 ст. 18.8 названного Кодекса действует в следующей редакции: нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ улучшает положение *** О.А., совершившего административное правонарушение до вступления этого закона в силу (9 января 2017 года), так как санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в новой редакции предусмотрено альтернативное дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Объективных данных об исполнении постановления судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года N 490-ФЗ распространяются на *** О.А., совершившего административное правонарушение до вступления данного закона в силу.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит изменению путём переквалификации действий *** О.А. с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ) с назначением наказания, с учётом характера и обстоятельств совершённого правонарушения, связанных с длительным проживанием *** О.А. без постановки на миграционный учёт, данных о его личности, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ***изменить: переквалифицировать её действия с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года оставить без изменения, жалобу защитника ****- без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.