Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" (далее Общество) *** Д.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N 132-31-273-230/2015 от 01 февраля 2016 года, решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2016 года, решение Московского городского суда от 20 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N 132-31-273-230/2015 от 01 февраля 2016 года ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 20 декабря 2016 года, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" *** Ф.М. без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" *** Д.В. просит об отмене названных судебных решений и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку земляные работы по прокладке кабеля производились в соответствии с заключением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее ДПиООС), предусматривающим право Общества на выполнение работ на территории Заказника; недоказанность отнесения зоны, где производились строительные работы к особо охраняемой природной территории; проверка проведена административным органом без соблюдения требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в отсутствие защитника и законного представителя Общества, без их надлежащего извещения о времени и месте её проведения; должностным лицом и судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В силу п. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях в городе Москве) на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускается проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Как следует из материалов дела, 13 января 2016 года в отношении ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" составлен протокол об административном правонарушении в связи с тем, что в ходе обследования 20 октября 2015 года в 11 час. 30 мин. земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории - "Природный заказник "Долина реки Сетунь", по адресному ориентиру: г. Москва, ***, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ был выявлен факт проведения земляных работ ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" в виде разрытия траншеи длиной 40 м, шириной 0.45 м, глубиной 0.7 м по прокладке КЛ 20 кВ для электроснабжения "Большой спортивной арены "Лужники", в отсутствие заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием заместителю главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ для привлечения ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Между тем состоявшиеся по делу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ и судебные акты нельзя признать законными в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
Приходя к выводу о наличии в действиях ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, должностное лицо и нижестоящие судебные инстанции исходили из того, что Обществом проводились земляные работы в особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетунь" без заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы на особо охраняемой природной территории.
При этом представленное ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" в дело положительное заключение Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, выданное по дендрологической части проекта по производству работ по прокладке кабельных линий было отклонено судьей Московского городского суда в качестве доказательства отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ со ссылкой на то, что данное заключение не дает право на производство работ.
Между тем такие выводы должностного лица административного органа, рассмотревшего настоящее дело и судебных инстанций, проверявших законность вынесенного по делу постановления построены без учета следующих положений.
Постановлением Правительства Москвы от 19.10.2004 N 714-ПП природный заказник "Долина реки Сетунь" отнесен к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 378-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетунь", принятым в целях обеспечения сохранения, восстановления и дальнейшего развития территории, имеющей особую природоохранную, рекреационную, историко-культурную и градостроительную ценность, и организации ее рационального использования, утверждены границы данного природного заказника. Земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, *** внесен в границы особо охраняемой природной территории - "Природный заказник "Долина реки Сетунь".
Согласно пункту 21 Положения N 714-ПП на территории природного заказника "Долина реки Сетунь" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и противоречит целям и задачам, в том числе проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы (далее Правила).
В соответствии с п. 8.1.4 Правил проведение работ с запечатыванием почвы, демонтажем твердых покрытий, озеленением, не предусматривающих уничтожение зеленых насаждений, либо проведение работ, предусматривающих уничтожение газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены, производится при наличии заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
При проведении работ, предусмотренных пунктом 8.1.4 настоящих Правил, при создании, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов озеленения и работ по благоустройству территорий, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений, размещении и установке объектов, не являющихся объектами капитального строительства, оформляется заключение о соответствии проектной документации требованиям, установленным в нормативных правовых актах в области защиты зеленых насаждений.
При проведении работ, предусмотренных пунктом 8.1.4 настоящих Правил, при прокладке (строительстве), реконструкции, капитальном и текущем ремонте инженерных коммуникаций, инженерно-геологических изысканиях, сносе (демонтаже) строений (сооружений), по восстановлению нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых зелеными насаждениями, вырубке зеленых насаждений, разрушающих строения (сооружения), оформляется заключение по дендрологической части проекта.
Форма заключений устанавливается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Срок действия заключений составляет два года с даты оформления.
В данном случае, как следует из материалов дела, ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" разрешено производство работ по раскопке траншеи для инженерных коммуникаций (электрокабеля), котлованов (л.д. 136) в зоне газона, в связи с чем, проведение указанных работ обязывало ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" в силу п. 21 Положения N 714-ПП и пп. 8.1.4, 8.1.5 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы получить от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Заключение по дендрологической части проекта, что и было сделано Обществом.
06 июля 2015 г. на имя ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" такое заключение было выдано Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (л.д. 137), которое являлось действительным на момент выявления в действиях Общества события вмененного ему в вину административного правонарушения.
Получение каких - либо иных заключений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для выполнения указанных выше работ в особо охраняемой природной территории действующим законодательством и подзаконными актами не предусмотрено.
При этом в ходе производства по делу об административном правонарушении и рассмотрении жалоб по делу должностное лицо и судебные инстанции, приходя к выводу о наличии в действиях ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, не определили со ссылкой на законодательные и подзаконные акты вид документа, который бы требовалось получить Обществу для производства работ на осуществление которых выдан специальный ордер (л.д. 136).
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии ЗАО "Производственная Компания "ИнжЭнергоСтрой" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ нельзя признать обоснованным.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N 132-31-273-230/2015 от 01 февраля 2016 года, решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2016 года, решение Московского городского суда от 20 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой", подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Жалобу генерального директора ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" **** Д.В. удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N 132-31-273-230/2015 от 01 февраля 2016 года, решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2016 года, решение Московского городского суда от 20 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.