Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-195/2017 по административному исковому заявлению Елизаветиной Л.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
Елизаветина Л.В. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: ***:
по состоянию на 13 октября 2016 года:
с кадастровым номером 77:08:0004010:2668 площадью 20,4 кв.м в размере *** руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2669 площадью 20,3 кв.м в размере ***руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2670 площадью 1 115,9 кв.м в размере ***руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2671 площадью 101,9 кв.м в размере ***руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2672 площадью 20,1 кв.м в размере ***руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2673 площадью 228,3 кв.м в размере ***руб.;
по состоянию на 9 сентября 2015 года с кадастровым номером 77:08:0003001:10293 площадью 1 506 кв.м в размере ***руб.
Истец считает, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как плательщика налога на имущество, в подтверждение чего представляет отчет об оценке N1211/2016 от 26.12.2016, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Оценка для бизнеса".
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца по доверенности Бродской М.С. заявленные требования уточнены, кадастровую стоимость представитель просил установить на основании выводов судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Петлинский П.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных пояснений, относительно выводов судебной экспертизы возражений не представил.
Представители заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из того, что административный истец является собственником указанного нежилых помещений и плательщиком налога на имущество, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статьи 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: ***:
с кадастровым номером 77:08:0004010:2668 площадью 20,4 кв.м на поэтажном плане: этаж 1, помещение VI - комнаты 1,2;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2669 площадью 20,3 кв.м номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение VII - комнаты 1,2;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2670 площадью 1 115,9 кв.м номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты с 1 по 10, 10а, 106, 10в, 11, 12, 12а, с 13 по 21, 21а, 216, с 22 по 25, 25а;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2671 площадью 101,9 кв.м номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение IV - комнаты с 1 по 3; помещение V - комнаты 1, 2, 2а, 3; этаж 2, помещение I - комнаты с 5 по 8, 35, 36, с 68 по 70; помещение II - комната 1;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2672 площадью 20,1 кв.м номера на поэтажном плане: подвал, помещение II - комнаты 1,2; этаж 1, помещение III - комнаты 1,2;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2673 площадью 228,3 кв.м номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение III - комната 3; помещение I - комнаты с 31 по 34, с 37 по 39, 39а, 40, 40а, с 41 по 47, 64, 65, 65а;
с кадастровым номером 77:08:0003001:10293 площадью 1 506 кв.м.
Кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами 77:08:0004010:2668; 77:08:0004010:2669; 77:08:0004010:2670; 77:08:0004010:2671; 77:08:0004010:2672; 77:08:0004010:2673 установлена по состоянию на 13 октября 2016 года актом об утверждении кадастровой стоимости от 14 октября 2016 года в размере: 77:08:0004010:2668 - ***руб. (т. 1 л.д. 17); 77:08:0004010:2669 - ***руб. (т. 1 л.д. 16); 77:08:0004010:2670 - ***руб. (т. 1 л.д. 15); 77:08:0004010:2671 - ***руб. (т. 1 л.д. 14); 77:08:0004010:2672 - ***руб. (т. 1 л.д. 13); 77:08:0004010:2673 - ***руб. (т. 1 л.д. 12), помещения с кадастровым номером 77:08:0003001:10293 по состоянию на 9 сентября 2015 года в размере *** руб. (т. 1 л.д. 18), что подтверждается кадастровыми справками (л.д. 16).
С исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Елизаветина Л.В. обратилась в Московский городской суд путем направления почтовой корреспонденции 29 декабря 2016 года, представив в подтверждении рыночной стоимости объектов недвижимости отчет об оценке N1211/2016, подготовленный ООО "Оценка для бизнеса".
Определением суда от 9 февраля 2017 года по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость, а также на разрешение экспертов поставлен вопрос о соответствии указанного выше отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено ЗАО "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си".
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Согласно выводов судебной оценочной экспертизы отчет об оценкеN1211/2016 от 26.12.2016, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Оценка для бизнеса", требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, не соответствует. Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ***по состоянию на 13 октября 2016 года составляет: с кадастровым номером 77:08:0004010:2668 площадью 20,4 кв.м в размере ***руб.; с кадастровым номером 77:08:0004010:2669 площадью 20,3 кв.м в размере ***руб.; с кадастровым номером 77:08:0004010:2670 площадью 1 115,9 кв.м в размере ***руб.; с кадастровым номером 77:08:0004010:2671 площадью 101,9 кв.м в размере ***руб.; с кадастровым номером 77:08:0004010:2672 площадью 20,1 кв.м в размере ***руб.; с кадастровым номером 77:08:0004010:2673 площадью 228,3 кв.м в размере ***руб.; по состоянию на 9 сентября 2015 года с кадастровым номером 77:08:0003001:10293 общей площадью 1 506,9 кв.м в размере ***руб.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, их количественные и качественные характеристики, приведены сведения об имущественных правах, обременениях, связанных с объектами исследования, описаны их местоположение, проанализирован сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки, а также наиболее эффективное его использование.
Расчет рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, доходного подходов, обоснован отказ от затратного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В заключении судебной экспертизы даны ответы на все поставленные перед экспертами вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у них соответствующей специальности.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны на доказательствах, письменных возражений относительно неправильности приведенных расчетов в экспертизе либо неверном применении методов или методик экспертизы административными ответчиками не представлено.
Исходя из того, правильность заключения судебной экспертизы административными ответчиками не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания сторонами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в правильности выводов экспертов, проводивших судебную оценочную экспертизу, в связи с чем, с учетом изложенного выше, устанавливает кадастровую стоимость равную рыночной указанных выше нежилых помещений на основании судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Елизаветиной Л.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 13 октября 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ***, в размере их рыночной стоимости, подлежащую применению на период с 13 октября 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки:
с кадастровым номером 77:08:0004010:2668 площадью 20,4 кв.м в размере *** руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2669 площадью 20,3 кв.м в размере *** руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2670 площадью 1 115,9 кв.м в размере *** руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2671 площадью 101,9 кв.м в размере *** руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2672 площадью 20,1 кв.м в размере *** руб.;
с кадастровым номером 77:08:0004010:2673 площадью 228,3 кв.м в размере *** руб.
Установить по состоянию на 9 сентября 2015 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003001:10293 общей площадью 1 506,9 кв.м в размере ***руб. на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Елизаветиной Л.В. с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере рыночной является 29 декабря 2016 г.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.